Вновь колесо совершает круг. За кругом круг. За кругом круг. Но почему крутится колесо?
— Присядьте, пожалуйста, — спокойным голос произнес доктор, после чего сел рядом с пожилым человеком. — В результате обследования мы обнаружили онкологию. К сожалению, ситуация запущенная.
— Я понимаю, — почти что шепотом, отрешенно заговорил мужчина. — Сколько мне осталось?
— До двух месяцев, — коснувшись плеча пациента, констатировал врач. — У вас есть близкие?
Колесо будет крутиться, несмотря ни на что.
— Владь, — она держала мужчину за руку, лежа в больничной палате. — Обещай, что бросишь пить.
Владислав молчал. Он не мог обещать того, за что в ответе завтрашний «Я». Но вредить ей он не мог и, скрестив пальцы, произнес:
— Обещаю, — легким касанием он провел пальцами по ее щеке. — Все наладится. Вот увидишь.
Но колесо продолжит крутиться. Оборот за оборотом — и все подсчеты тщетны, ведь никому не известен тот, кто совершил первый оборот.
Жизнь не изменилась даже после диагноза. Как ни старался Владислав, найти в ней хоть что-то хорошее или хотя бы новое не выходило даже перед взглядом смерти. Ощущение происходящего осталось прежним. Вечером, когда он вернулся после работы в пустой дом, по стене ползла занимательная реклама. Обычно мужчина всегда проматывал безделушки, но в этот раз все было иначе. Открывая очередную банку пива, он услышал следующее:
«На восходе, 7 января 2223 года, произойдет по-настоящему уникальное событие, увидеть которое возможно один раз за 365 лет! На далекой планете Стазис-1, находящейся в нескольких неделях полета от Земли, произойдет серия вспышек далеких звезд. Стать очевидцем этого явления возможно, если позвонить по нашему телефону, — на стене завис шестизначный номер. — Уже на следующей неделе вы сделаете шаг в новую жизнь. Загадайте желание вместе с нами».
— Сколько-сколько? — глядя на цену, удивился мужчина.
Со временем колесо крутится быстрее. Это фундаментальный закон подлости. Кого ни спроси, практически каждый заметит, что раньше обороты были другими. Достаточно вспомнить себя в детстве. Долгие годы учебы длились вечность, а год работы — обыкновенное дуновение.
— Вы действительно хотите заложить все это? — молодой агент с антенной на затылке с усмешкой смотрел на мужчину. — Ну мы ведь прекрасно понимаем, что в вашем случае ни о каком выкупе речи не идет. Мы будем вынуждены продать ваши дом и машину уже через полгода.
Паренек с минуту помолчал, изучая документы, и вновь продолжил:
— У вас наследников-то нет?
— Дальние родственники позабыли уж, а близких подавно нет. Всю жизнь не до детей было, — Владислав пожал плечами.
— Я вас понял, — агент встретил равнодушие Владислава ослепительной улыбкой. — Поставьте подпись здесь и... здесь.
***
6 января 2223 года. Космический корабль «Маат-019» был одним из сотни шаттлов космо-туристической компании «Вокруг Вселенной», летящих с Земли на Стазис-1. Шел 37 день полета. Несмотря на шведский стол, культурные мероприятия и присутствие на борту эстрадных звезд, многие пассажиры успели устать от кальмаров, вина, самого крошечного в мире кукольного театра и трехглазой азиатки Примадонны. Все это наскучило как людям из светского общества, так и людям вроде Владислава, заложившего дом и старенький ВАЗ 2199 года.
Порой за иллюминатором виднелись такие же шаттлы с людьми. В эти моменты землянину становилось беспокойно. То, от чего он улетал, не покидало его. Десятки космических кораблей вереницами тянулись к незнакомой планете. Впрочем, реклама была соблазнительна.
Стазис-1 — место удивительное. Впервые об этой планете заговорили в середине прошлого века. А первый корабль с людьми оказался на ней буквально пару десятков лет назад. После нескольких исследований оказалось, что нахождение людей на Стазисе-1 неопасно. Хотя назвать планету обычной до боли трудно.
В светлом и просторном зале проходил последний ужин перед приземлением на Стазис-1. На часах было 18:00. То был самый радостный прием пищи после первого дня на корабле. Люди понимали, что вскоре все изменится: они окажутся на невиданной прежде планете, а после наступит звездный фейерверк.
Владислав не рассуждал об этом слишком долго. Пережевывая листья салата и запивая все апельсиновым соком, старик чувствовал, что за перелет его самочувствие значительно ухудшилось. Головные боли, из-за которых он и пошел к врачу, участились. Было у него предчувствие, что вскоре все кончится, даже не начавшись. Однако «Маат-019» уже завтра приземлится на Стазисе-1.
— Не занято? — обратился к Владиславу молодой человек с порцией морепродуктов.
— Нет, — продолжив жевать, ответил мужчина.
— Давно летите? — с улыбкой спросил парень.
Старик на минуту опешил.
— Не подумайте, шучу я, — усмехнувшись, он принялся есть. — Долго планировали этот перелет?
— Одну банку пива, — искренне ответил Владислав.
Улыбнувшись, молодой человек принялся за еду.
— Простите, — освободив руки от пищи, паренек протянул ее. — Меня зовут Денис. А вас?
— Владислав, — пережевывая листья салата, мужчина пожал руку.
— А отчество?
— Просто Владислав, — повторил мужчина. — На отдых?
— Если бы, — с негодованием произнес Денис. — Я с исследовательским вопросом. Ни один сибирский студент не бывал на Стазисе-1. А на вспышки и вовсе никто не посмотрит еще 365 лет — кто знает, может и Сибири не станет. Вот и отправили для статуса.
— Хорошо учишься, потому отправили?
— Нет. Мой папа хочет, чтобы меня и, соответственно, его засветили в новостях. Мэр все-таки, — ответил Денис. — Но вы не подумайте. Мне гордиться нечем. Мэр и мэр, — он вскрыл омара и принялся за лакомство.
— Много знаешь про эту планету?
— А вы за месяц брошюры не читали? — удивленно спросил студент.
— Не-а, не до этого было.
— Тогда вам точно повезло, ведь лишь это я и прочитал за весь перелет.
Стазис-1 — одно из самых лучших мест для наблюдения за будущим явлением. Для человека оно становится настоящей обсерваторией. Синяя планета в системе Альбера по многим показателям напоминает Землю: размер, гравитация, температура, давление и даже наличие жизни. Однако на планете значительно выше уровень кислорода. Дышать долго таким воздухом человеческому организму нельзя. Но у кого-то вышло адаптироваться под данные условия. Ими стали жители Стазиса, которые и являются главной аномалией по меркам Земли. Зеленокожие антропоморфные гиганты похожи на людей, но от землян их отличает не только размер в пропорции один к десяти, но и время. Их время иное. Физиологические особенности организма гиганта создают нечто близкое к бессмертию, если сравнивать их с продолжительностью жизни на Земле, однако сами существа как будто бы заморожены в пространстве. Они двигаются настолько медленно, насколько продолжительно живут и дышат воздухом Стазиса-1.
Согласно подсчетам земных ученых, жителю Стазиса-1, совершившему набор действий землянина за стуки, понадобится шесть земных лет. Другими словами, набор действий зеленого колосса, пропорциональный действиям человека за две недели, по продолжительности составит восемьдесят четыре года. При этом люди не имеют точных данных, сколько могут жить эти существа. Или существовать. Могут ли они умереть? Исследователи, которые провели раскопки на Стазисе-1 несколько лет назад, выяснили, что колоссы являются ровесниками земных динозавров.
Но цивилизация колоссов отнюдь не гениальна. Они остановились в традиционном обществе, параллельно являясь экспонатом вселенского музея. Впереди девятнадцатое приземление землян на Стазис-1 с туристической целью.
— Как-то так, — Денис протер руки. — Вы об этом даже не знали?
— По стене видел рекламу. Что-то подобное слышал, — Владислав ощутил головную боль.
— Что ж! — он кивнул с улыбкой. — Надеюсь, завтра увидимся.
Когда студент покинул зал, пожилой человек встал из-за стола и направился в свой номер. Крошечная комната с кроватью и стена с рекламой — весь набор путешественника между галактиками. Боль стала сильнее. Взявшись за висок, старик медленными шагами приблизился к постели. Владислав сел и достал из встроенного в кровать шкафа препарат. Проглотив несколько таблеток, Владислав лег. Он ждал Морфея. Слабость подходила к телу постепенно. За иллюминатором виднелся космос. Здесь и мириады звезд, и незнакомые миллиардам планеты, и безграничная воля для фантазии любого живущего. Однако при виде космоса одинокий пассажир испытывал пустоту. Он ощущал всесильную и безграничную агорафобию. Причем это чувство пришло к нему еще до «Маата-019».
***
Очнись. Зачем крутится колесо?
Белоснежный «Маат-019» под скрупулезным управлением пилота был посажен где-то на холме. Неожиданно из рупора донесся голос капитана:
— Уважаемые гости, поздравляю вас с прибытием на Стазис-1. В этот невероятный день мы...
Владислав поднялся с постели. Он покинул свою гробовую и тут же увидел Стазис-1 через иллюминатор во всей своей красе: лазуритные луга у холма были прикрыты с трех сторон величественными деревьями изумрудной листвы. Над всем неземным пейзажем в ночи возносилось вечно синее небо.
— Также помните, что фирменная форма нашего корабля продается на третьем...
Многие из пассажиров вышли в общий зал, чтобы окончательно прийти к долгожданной и общей мысли: «прибыли».
— Перед тем как вы отправитесь к выходу, посетите отсек со скафандрами. В первую очередь, оденьте своего ребенка и только потом себя, — добавил капитан.
У эскалатора, ведущего к синей земле, столпились все пассажиры, сотни белых скафандров. Каждый из них мечтал лишь об одном: ступить на Стазис-1. Когда вертикальная конструкция уехала ввысь, открылся ничем не прикрытый вид на планету. Члены экипажа по очереди выпускали туристов. Вокруг веял старый дух XXII века, времени открытий других планет. Каждый из присутствующих ощущал себя колонизатором. Кроме Владислава Лишь он дрожащими ногами ступал на поверхность невиданной миллиардами планеты.
— До наступления долгожданных вспышек далеких звезд остается менее пятнадцати минут. Удивительное явление наступит на восходе, с востока, — донеслось с колонок космического корабля. — Смотровая площадка находится в 75 метрах южнее корабля, над селением стазисцев.
Ступающие на почву Стазиса люди проходили мимо застывшего Владислава, чтобы обойти корабль и посмотреть на диковинных существ. Мужчина же замер. Лишь легкое касание плеча привело его в чувства.
Владислав? — звук синхронизировался с другим скафандром. — Это я, Денис. Здравствуйте.
— Доброе утро, — тихим голосом произнес старик.
— Пойдемте, скоро начнется.
Пройдя вдоль ракеты, двое оказались перед той самой смотровой площадкой. С нее было видно не только красоту дикого Стазиса-1, но и зеленых колоссов.
— Стазисцы, — начал экскурсовод, — находятся в таком состоянии уже несколько лет. В текущий момент они проводят обряд жертвоприношения.
Туристы с большим интересом делали снимки со своих скафандров. Перед глазами землян вырисовывалась следующая картина: двадцатиметровые зеленые существа собрались полукругом у небольшой пригорки. На последней лежал один из стазисцев. Тощие существа с заостренными на концах деревьями намахивались на лежачего, принимавшего свою судьбу без единой эмоции. На его груди лежал идол в форме колеса. Издали было неясно, из чего оно было сооружено. Не было ясно даже то, кем оно было создано. Почти что первобытные великаны использовали орудия камня, а колесо же отражало лучи местного Солнца, как ограненный драгоценный камень.
— Когда человек впервые вступил на Стазис-1, они лишь готовились к данной церемонии. В ближайший земной год они завершат обряд, — прокомментировал экскурсовод.
Владислав смотрел на гигантское существо, которое с каменным лицом соглашалось с происходящим. Жуткая картина не вызывала в нем страха. Напротив, он понимал, что это неизбежность. Неизбежность, которая близка каждому: и великому, и малому.
— До долгожданного события остается менее пяти минут, — донеслось корабля.
— Владислав, вы в порядке? — спросил Денис.
Мужчина кивнул головой. Двое расположились на смотровой площадке. Никто уже не обращал внимания на стазисцев. Все ждали вспышек далеких звезд.
— Приятно осознавать, что вскоре мы увидим их, — с улыбкой произнес молодой человек.
— Минута, — раздался голос.
Владислав вновь перевел взгляд с неба на лежачего.
— Они появятся вон там, — Денис ткнул пальцем в небо. — На востоке.
— 10... 9... 8... — начали скандировать люди.
— Волнующе.
— 7... 6... 5... 4...
Туристы настроили свои скафандры, чтобы заснять этот момент.
— 3... 2... 1...
На Востоке воссияла вспышка. Сначала она была одна. Однако в мгновение по всему небу начали появляться все новые и новые вспышки далеких звезд. Белоснежные скафандры и обшивка «Маата-019» засияли. В небесном свете колесо как будто сделало оборот. Казалось, Владислав был единственным, кто заметил это.
— Разве это важно? — спросил Денис, словно отвечая на вопрос мужчины. — Вы только поглядите, сколько перед нами вспышек — это удивительно, — молодой человек провел руками перед небом. — Взгляните.
Человек взглянул в пустоту.
Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.