FB2

ЗАЛОЖНИК

Очерк / История, Проза, Психология, Реализм, События, Философия
"Рискните думать самостоятельно, и вы получите гораздо больше счастья, мудрости, правды и красоты." КРИСТОФЕР ХИТЧЕНС
Объем: 0.291 а.л.

 

 

Евгений Борисович Пресняков, профессор, доктор технических наук преподавал в университете теорию механизмов и машин. Входя в аудиторию, бросал портфель на стол, отчитывал лекцию, не обращая внимания на то, чем занимаются студенты. Шум в аудитории его нисколько не смущал. Создавалось впечатление, что он читает лекцию для самого себя. По звонку забирал свой портфель и уходил, не прощаясь.  

Студенты отвечали ему взаимностью. Его не любили. Чтобы не скучать на лекциях, развлекались как могли или вообще их не посещали. Аббревиатуру ТММ – название курса расшифровывали по-своему и звучало это совсем не весело. Тут Моя Могила! Евгений Борисович об этом знал и не удивлялся, не придавал этому никакого значения, такое название передавалось студентам по наследству. Приближалась сессия и вот тогда он спрашивал по полной.  

Средних лет, невысокий, полноватый Евгений Борисович ходил, немного склонив голову набок, опустив глаза, никого не замечая вокруг. Надо сказать, желающих вступить с ним в разговор, поздороваться или перекинуться парой слов, не находилось. Евгений Борисович слыл эмоционально закрытым от всех и даже, как казалось, от самого себя.  

Он вырос без отца, которого никогда не видел и даже не знал, как его зовут. Отчество досталось ему от деда, отца матери, и фамилия тоже. Мать Нина Борисовна преподавала математику в средней школе и делала все возможное, чтобы оградить Женечку от невзгод и неприятностей внешнего мира, создавая для него программу действий, установок, заложником которой впоследствии он и стал. У него не было друзей и подруг, способных, не желая того, внести в программу свои коррективы, что не допускалось. Женю не расстроила даже смерть матери, потому что и это программа предусматривала. Мама об этом побеспокоилась. Ей не хотелось расстраивать сына.  

Евгений не помнил Нину Борисовну молодой. В его памяти она осталась маленькой сухонькой старушкой в круглых очечках с мелкими кудряшками. Мать, человек с непререкаемым авторитетом, оставила ему программу жизненного распорядка, которой Евгений неукоснительно следовал.  

Любое вмешательство в его жизнь он пресекал на корню, уходил в себя, замыкался. Не терпел никаких излишеств, не понимал и не любил искусство, не ходил в театр, читал только техническую литературу. Отличался аскетичностью в еде, одежде. Его гардероб состоял из повседневного костюма, двух рубашек на смену, спортивных брюк и нескольких маек.  

Студентов Евгений Борисович считал балбесами, лоботрясами, прожигателями жизни, уверенный, что это пропащее поколение, из которого ничего не получится. Он помнил, сколько сил пришлось ему приложить, чтобы выбиться в люди. Мать мечтала, чтобы сын пошел по ее стопам и стал преподавателем. Ее мечта осуществилась, но с годами он часто ловил себя на мысли, что чего-то ему не хватает, что-то он упускает и жизнь проходит мимо. Эти мысли он гнал, снова возвращался к своим установкам, ощущая значительное облегчение.  

После лекции, направляясь к выходу, Евгений Борисович остановился у доски с расписанием лекций и семинаров. Здесь толпились студенты. Одна из них своим наманикюренным пальчиком указала на его фамилию.  

-- Пресняков Е. Б., – прочитала она вслух.  

-- Евгений Борисович, -- не удержался он, -- а е. б. я буду на экзаменах. – Пресняков не стал ждать реакции будущих специалистов, решив по дороге зайти на кафедру.  

-- «Что происходит, --думал он, -- уровень школьной подготовки студентов резко снизился. С математикой не дружат. Это мешает им понимать мои лекции». – Он вспомнил, что еще его мать жаловалась на своих учеников, которым с трудом давалась математика.  

– «Что сейчас в цене знания или диплом? » -- продолжал он рассуждать про то, что перевешивает сегодня. – «Да так, наверное, всегда было. Для кого знания, для кого диплом. Может и про нас также наши преподаватели думали и не возлагали особых надежд на наше будущее. Читаю им лекции, а там как будет, так и будет". -- И Евгений Борисович переключился на приятные для него мысли о том, как закроется он в своей доставшейся ему от деда квартире, завершит вечер чтением начатой вчера книги, в общем все войдет в привычное для него русло и ему стало хорошо, как вдруг перед ним возникло что-то яркое, движущееся прямо на него.  

Как он потом узнал, это декан факультета недавно назначенная Мария Глебовна, которую еще не успели посвятить в сложности характера Евгения Борисовича, поэтому она с радостной улыбкой протянула ему руку с желанием познакомиться. Внешний вид Марии Глебовны совсем не соответствовал представлениям Евгения Борисовича о поведении и облике современных женщин. Шелковое цвета морской волны платье эффектно облегало ее стройную фигуру, рыжие волосы волнами ложились на плечи, яркий макияж и уверенный взгляд синих глаз, готовых покорить любого мужчину. Таких женщин он остерегался. Евгений Борисович остановился в недоумении, буркнул что-то несуразное, обошел это «яркое пятно», как он уже успел обозначить для себя Марию Глебовну и двинулся дальше, прибавив ходу.  

Встреча в коридоре университета нарушила его планы. Чтобы прийти в себя, Евгений Борисович по дороге домой присел на одну из лавочек в парковой аллее. Прямо перед ним в густых кустах сирени щебетали птицы, стараясь перекричать друг друга. В лужах после короткого весеннего дождя отражались кучевые облака и голубое небо. Горожане грелись на солнышке, избавлялись от шапок и курток, радуясь приходу весны.  

Евгений Борисович уже собрался продолжить свой путь, как рядом с ним присел высокий пожилой седовласый мужчина в хорошем добротном пальто, джинсах, модных кожаных ботинках. «Дед», как его сразу окрестил Евгений Борисович, доброжелательно улыбался, что и удержало Преснякова от попытки встать и уйти.  

-- Извините, но мне показалось, Вы скучаете…, -- «дед» положил ногу на ногу. Он чувствовал себя раскованно, свободно, смешно щурился на солнце, казалось, его ничего не напрягает. – Хотел бы, если Вы не против и никого не ждете, составить Вам компанию.  

-- Вы всегда знакомитесь на улице? И почему Вы решили, что я скучаю? – Евгений Борисович не понял, что заставило его продолжить разговор.  

-- Бывает, знакомлюсь, -- «дед» загадочно улыбался, -- Вы знаете, если перед вами в течение многих лет мелькают сотни лиц с разными выражениями, тут уж никакая эзотерика не потребуется. Не хотите выпить чашечку кофе или какой другой напиток? Здесь недалеко хороший ресторанчик. Угощаю.  

«Это уже перебор», -- подумал Пресняков, с удивлением глядя на своего соседа. Он впервые не знал, как поступить. «Дед» сразил его своим позитивом и доброжелательностью. Евгений Борисович поднялся и кивнул головой, на большее его не хватило.  

После ресторанчика, чашечек кофе и легких бутербродов, разговоров ни о чем, чего Евгений Борисович раньше терпеть не мог, прошлись по пешеходной улице, где для него стало откровением, что в доме, мимо которого он часто проходил, жил и творил известный писатель времен наполеоновских войн. В гостевом доме, превращенном в музей, останавливались Гоголь, Достоевский и другие знаменитости. Ямщики меняли лошадей, ночевали, отправлялись по утру в путь с почтовыми грузами.  

Дома, отдыхая в любимом уютном кресле, он посмотрел на свой видавший виды костюм серого цвета и вспомнил, как в студенческие годы ему нравился синий костюм сокурсника. Евгений гнал от себя любые воспоминания, но они возвращались.  

«Неудовлетворенные и неосуществленные желания вытесняются в область бессознательного», -- вспомнил Евгений Борисович недавно прочитанное у Фрейда. С некоторых пор домашняя библиотека пополнилась книгами по психологии и истории.  

«А потом выползают что ли? Из бессознательного…» -- продолжал рассуждать Евгений Борисович, -- «Чушь какая-то! Нет у меня никаких желаний! », -- и он снова возвращался к изучению очередного научного трактата.  

После лекций Евгений Борисович, как всегда, шел домой, но постоянно ловил себя на мысли, что надеется встретить «деда». Он присаживался на ту самую лавочку, но «дед» не приходил. Декан факультета Мария Глебовна больше не появлялась на пути профессора. Он чувствовал беспокойство, которое казалось ему беспричинным. Что-то шло не так и выбивало его из привычной колеи.  

И вот настал день, когда в аудитории появился Евгений Борисович в элегантном синем костюме, в котором он казался выше ростом и даже стройнее. Отвечая на молчаливое изумление студентов, он поздоровался с аудиторией, чего никогда не делал. Лекция прошла в полной тишине.  

После лекции Евгений Борисович решил зайти в деканат, по дороге придумывая причину посещения, но необходимость в этом сразу отпала, когда в дверях он столкнулся с Марией Глебовной. На этот раз ее внешний вид вполне соответствовал требованиям Евгения Борисовича. Строгий черный костюм, высокая прическа, отсутствие косметики, но она все равно оставалась для него «ярким пятном», которое на этот раз не отталкивало, притягивало. Может быть, этому в немалой степени способствовали веснушки на щеках и рыжие волосы, короной уложенные вокруг головы.  

-- Евгений Борисович, -- представился он. – Был неучтив! Прошу извинить меня за инцидент в коридоре, – сопроводив свои извинения виноватой улыбкой и поклоном.  

-- Принято! – Мария Глебовна пригласила его в приемную. – Предлагаю Вам участие в совместном совещании представителей факультета и профильного предприятия. Пойдемте, я познакомлю Вас.  

«Случайностей не бывает. Все происходит в соответствии с нашим психическим состоянием, с нашим жизненным сценарием, который раньше писали родители, а теперь, во взрослой жизни, пишем мы сами», -- пронеслось в голове Евгения Борисовича, который застыл в изумлении, и только благодаря познаниям в психологии, не потерял самообладание… Перед ним стоял «дед». Тот самый «дед», который подсел к нему на лавочке в парке и которого он потом безрезультатно пытался встретить. Мария Глебовна выдержала паузу, внимательно разглядывая удивленные лица мужчин прежде, чем представить их друг другу.  

-- Глеб Маркович, директор завода, где проходят практику наши студенты, и мой папа. Евгений Борисович, профессор, – Они обменялись крепким рукопожатием. Когда к Евгению Борисовичу вернулся дар речи, его хватило только на то, чтобы пообещать участвовать в совместном совещании и поблагодарить за приглашение. После этого он откланялся и удалился.  

-- Я что-то пропустила? Что-то не так? – Мария Глебовна с недоумением посмотрела на отца.  

-- Все хорошо, дочка, просто мы случайно встретились в городе. Он привлек к себе мое внимание. Как-нибудь расскажу. Евгений Борисович необычный человек, интересный.  

-- Он очень закрытый, мне кажется, даже зависимый, не свободный…  

-- А ты часто встречала свободных людей? Люди зависимы… кто от глупости, кто от своих амбиций, кто от денег, привычек, а кто-то от других людей. Чтобы стать свободным, надо хорошо поработать над собой. Ты присмотрись к нему, Маша… У него хороший потенциал.  

-- Уже …, – Маша посмотрела на отца и улыбнулась. Они всегда понимали друг друга.  

"Когда открываешься для жизни, она идет тебе навстречу и делает предложения, от которых невозможно отказаться", – думал Евгений Борисович. Он только сейчас понял, чего ему не хватало. «Я теперь сам пишу сценарий своей жизни. Сам пишу этот сценарий», -- повторял он про себя, вышагивая по коридорам университета.  

| 423 | 5 / 5 (голосов: 10) | 10:00 24.01.2023

Комментарии

Maksima16:51 05.02.2024
crimonko, Спасибо, Виталий Маркович, за понимание и высокую оценку! Низкий поклон от меня)))
Crimonko17:19 04.02.2024
Чудо как хорошо Вас читать! Без капли лести: Вы не только талантливый писатель, но и глубокий психолог. С ув.
Maksima20:19 01.10.2023
stanislaw, Спасибо за комментарий и высокую оценку)))
Stanislaw15:03 01.10.2023
Интересно...
Maksima09:19 02.02.2023
gennadybadin, Благодарю Вас, Геннадий Федорович, за высокую оценку, а Ваши комментарии - это бальзам на душу! Спасибо! ))))
Gennadybadin23:55 01.02.2023
Вы хорошо и интересно пишете. Спасибо.
Maksima09:50 01.02.2023
overtorture, Благодарю Вас за высокую оценку и комментарий, который очень порадовал! ))))
Overtorture00:32 01.02.2023
мне очень понравилось, столь интересно и даже задуматься заставляет!

Книги автора

ДЕНЬ ПСИХОЛОГА
Автор: Maksima
Другое / Драматургия Проза Психология Реализм Юмор Другое
Люди разные, судьбы разные! Но всех объединяет желание решить свои проблемы, найти ответы на свои вопросы, что не всегда получается. Герои комедии "День психолога" смогли это сделать.
Объем: 0.963 а.л.
17:15 07.01.2024 | 5 / 5 (голосов: 2)

ТРАВНИК
Автор: Maksima
Рассказ / Естествознание Проза Психология Реализм События Философия
Не всем дано найти свой путь в жизни. Нашему герою это удалось.
Объем: 0.406 а.л.
13:33 07.01.2023 | 4.87 / 5 (голосов: 8)

НОЧНОЕ КАФЕ
Автор: Maksima
Рассказ / История Мистика Психология Реализм События Философия
"Единственное искусство быть счастливым - сознавать, что счастье твое в твоих руках" Жан Жак Руссо
Объем: 0.223 а.л.
12:44 03.11.2022 | 5 / 5 (голосов: 11)

"ХОЗЯИН" НАШЕГО ДВОРА
Автор: Maksima
Новелла / История Политика Проза Психология Реализм События
О жизни, судьбе, людях, выборе пути
Объем: 0.217 а.л.
08:51 19.06.2022 | 5 / 5 (голосов: 5)

ПОД КУПОЛОМ СМЕРТИ
Автор: Maksima
Очерк / Военная проза История Проза Психология Реализм События
Очерк из серии очерков "ВЕРА". Из этой же серии здесь опубликованные очерки "ПИСЬМО СЫНУ" и "СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА".
Объем: 0.093 а.л.
11:07 01.04.2022 | 5 / 5 (голосов: 6)

ПИСЬМО СЫНУ
Автор: Maksima
Очерк / Военная проза История Проза Психология Реализм События
Очерк из серии "ВЕРА". Из этой же серии опубликованные здесь очерки "Симфоническая поэма" и "Под куполом смерти".
Объем: 0.077 а.л.
14:10 08.02.2022 | 5 / 5 (голосов: 9)

МИЛЛИОНЕР ИЗ ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ часть 1
Автор: Maksima
Очерк / История Мистика Психология Реализм Религия Философия
Путешествовать - это способность смотреть на мир по-другому. На фото : Дом на Воздвиженке в Москве.
Объем: 0.078 а.л.
10:00 15.01.2022 | 5 / 5 (голосов: 9)

Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.