Однажды во время прогулки осенним парком у Замкового пруда, в городе Кёнигсберг, мне посчастливилось познакомиться с одним из величайших философов эпохи Просвещения. Никогда не забуду этот день. Последняя неделя октября радовала теплом и словно пьянила своей невероятной красотой. Осень, как гениальный художник, раскрасила деревья в нежнозолотистые цвета и желая насладиться этой картиной я присел полюбоваться опадающими деревьями на скамью на которой уже сидел мужчина с благородно закрученными на висках волосами. Было заметно, что он тоже наслаждался видом вальяжно опадающих кленов.
– Не правда ли, напоминает "Осенний этюд" Виктора Карэ? – Неожиданно обратился ко мне незнакомец. Сказать что я удивился – значит не сказать ничего! Придя в себя я признался ему что Виктор Карэ это я, вернее это мой псевдоним под которым я пишу стихи. На этот раз уже удивился он. После небольшой паузы незнакомец протянул мне руку и с улыбкой представился.
– Кант, Иммануил Кант.
– Вы... Тот самый? – Растерянно спросил я, и услышал в ответ "тот самый, собственной персоной". Я удивился еще больше. На этом наша "эстафета удивлений" закончилась и как-то непринужденно переросла в беседу а затем и в дружбу. Мы сразу перешли с ним на "ты" и часто потом смеялись вспоминая как состоялось наше с ним знакомство в осеннем парке. Как же давно это было... А кажется как будто вчера.
В этот день я имел честь быть приглашенным к нему на ужин. Естественно я не мог отказаться, ну согласитесь, ведь не каждый день выпадает такая уникальная возможность, лично, да ещё и за ужином, пообщаться с человеком чьи всесторонние и систематические наработки в области метафизики, этики и эстетики станут одними из ключевых в западной философии Нового времени и будут долго восхищать собой умы еще многих поколений. К тому же, я был голоден, денег у меня, как это обычно бывает у поэтов, не было, а ужин намечался за счёт Канта.
Этим самым вечером, за ужином, мы долго беседовали с ним о жизни, и обсуждая вопрос взаимосвязи между разумом человека и опытом познания природы вещей, он сказал мне "Саня", я тогда был моложе его и он всегда меня так звал, даже когда я стал постарше, так вот он сказал " Саня, я не мог не заметить, там в парке, все прохожие недовольно косились на лужи а ты ими явно любовался, это наблюдение натолкнуло меня на мысль – " КТО-ТО ВИДИТ В ЛУЖАХ ГРЯЗЬ, А КТО-ТО ОТРАЖЕНИЕ ЗВЕЗД... НО КАЖДЫЙ САМ РЕШАЕТ КАК ЕМУ СМОТРЕТЬ НА ВЕЩИ! "
Не знаю, это какое то дьявольское совпадение или просто осеннее обострение, но моя дружба с разными интересными людьми почему-то всегда начиналась осенью. Это могло происходить в конце осени, вначале, в разных числах, но всегда почему-то осенью. Что не говорите, но есть в этом времени года нечто такое... демоническое... может её красота. Так вот, опять же осенью, тем же числом только много лет спустя, судьба подарила мне еще одно удивительное знакомство. Это произошло в старинном французском городке Арль, расположенном на берегу живописной реки Рона. В то время там проходил вернисаж художников импрессионистов на котором я и познакомился с очень необычным и своеобразным художником, а как я узнал позже, он оказался еще и очень интересным собеседником и добрым человеком. Звали его Винсент Ван Гог. На вернисаже, разглядывая вместе одну из картин, мы разговорились с ним. И как не странно, среди общества художников и множества картин, разговор наш пошёл не о живописи, наша беседа закрутилась вокруг вопросов философии. А поскольку на тему философии можно говорить вечно, мы не успели наговорится на выставке и мне посчастливилось быть приглашенным к нему в гости, продолжить разговор, но уже как говорится "не на сухую" а как положено при серьезной философской беседе "под рюмочку". У Ван Гога тогда еще было два уха целых и общаясь с ним мне не приходилось громко кричать чтобы он меня услышал как это было в лечебнице "Сен-Поль" когда я приехал навестить его после нелепого случая с отрезанным ухом. Нормальные художники обычно сны смотрят после двенадцати, а этому импрессионисту, обязательно нужно было снова напиться на ночь глядя, еще и ухо себе отрезать. Импрессионисты наверное все такие, иногда глядя на их произведения мне кажется что они и картины свои рисуют изрядно выпившими.
Тогда в больнице, убедившись что он чувствует себя нормально, я воспользовался случаем и попросил Винсента дорисовать для меня на его картине, которую он мне подарил, падающую звезду, что бы она стала иллюстрацией к стихотворению которое я написал двумя месяцами ранее в Венеции, сразу после нашего с ним знакомства. Чем мы занимались пока сохли краски думаю вы догадались. Правильно – опять напились абсентом. Неделя близилась к концу, кажется был четверг... да, вечер четверга и санитар, который подрабатывал еще и садовником, перед выходными был сговорчивый и не стал запрещать нам выпить. А может потому что мы предложили ему выпить вместе с нами и еще Винсент пообещал ему нарисовать его портрет. Этот юноша постоянно просил меня что бы я так громко не кричал, тут видите-ли больница. Конечно же, приходилось его слушаться...
Ах, простите, я увлекся воспоминаниями и забежал немного вперед – вернемся в день нашего знакомства с Винсентом. В ходе беседы, под рюмочку абсента, я поделился с ним мыслями моего друга философа Иммануила, Винсент сразу проникся идеей высказывания Канта о лужах и звездах и на память о нашей беседе он подарил мне авторскую копию картины "Звёздная ночь над Роной " и даже лично подписал её мне на память масляной краской, помню он даже специально нашел для этого самую тонкую кисточку которой пользовался очень редко потому что любил рисовать широкими мазками. Пока краска сохла мы с ним выпили еще три бутылки абсента. Я думал что я умру! По секрету вам скажу – пил он безбожно, и ухо потом, той "нелепой" ночью, он сам себе по пьяни отрежет. И никакой Гоген шпагой его не отрезал как это пытаются утверждать некоторые современные историки. Какой только бред иногда люди не придумают ради того что бы прославится самим на именах знаменитых личностей...
Так вот. Расстались мы с ним только под утро, он бы выпил еще, ну мне обязательно нужно было этим вечером быть в Италии. На прощание Винсент долго извинялся заплетающимся языком что не может подарить мне оригинал картины, так как уже пообещал его музею д’Орсе в Париже. Что значит интеллигентный человек – пьяный – а слово свое держит! Еще он долго говорил что-то непонятное, что моя копия особенная так как нарисована за год до оригинала, тогда я принял это за пьяный бред и только через много лет, когда увидел дату на оригинале, в музее д’Орсе, я понял как он был прав.
После его очередного "Ты меня уважаешь??? " и очередного моего "уважаю!!! " мы расстались. Одна женщина с непростой судьбой как-то сказала "Человек стоит столько сколько стоит его слово". Наверное картины Ван Гога так дорого стоят потому что они написаны дорогим и уважаемым человеком. Естественно у меня даже в мыслях не было обижаться на великого художника, ведь как говорится – дарёному Ван Гогу в холст не смотрят. Ниже как раз фотография этого "дарёного холста". Посмотрите внимательно, а позже я дорасскажу вам эту удивительную историю.
Винсент Ван Гог "Звёздная ночь над Роной" авторская копия
Так вот, приехав тем вечером в Италию, вдохновленный впечатлением от этих двух встреч, я никак не мог заснуть, и всю ночь наблюдал с балкона маленького отеля в Венеции как с неба падают одинокие звёзды. Под утро я написал этот стих. Хотя вполне возможно это было не вдохновение а просто еще не выветрилось нереальное количество абсента выпитого накануне с Винсентом. С вашего позволения сейчас я вам его прочитаю.
Как алмазы на бархате чёрном
Кто-то звёзды рассыпал небрежно
И на бархатном небе просторном
Они тихо горят безмятежно
Если люди ночами мечтая
Тихо просят у неба о чем-то
Звёзды падают в небе сгорая
Окрыляя надеждой кого-то
Кто-то просит любви затаясь
У кого-то к достатку стремленье
Кто-то в лужах ночных видит грязь
Кто-то видит от звезд отраженье
Навсегда небосвод покидая
Исполняя желанья кого-то
Звёзды верят, с надеждой сгорая
Что мечты наши стоят полёта
В небе звёзды веками сияют
Может кто-то решит равнодушно
Если звёзды на небе сгорают
Значит просто кому-то так нужно
Может тем, кто ночами гуляя
Под дождями о счастье мечтает
И другим его тоже желая
В серых лужах звезду замечает
(В. Карэ. Венеция)
Мне кажется, что вы немного сомневаетесь что все именно так и было... Ну конечно – вам не верится что можно выпить больше трёх бутылок абсента на двоих и при этом остаться в живых. Но вы забыли, что абсент в то время был не такой крепкий и вся Франция пила его вместо вина когда был неурожай винограда. Думаю что все остальное у вас сомнений не вызывает. Вы же сразу заметили надпись внизу моей картины "на память от Винсента" явно оставленную рукой великого художника... Возможно вы "прогуглили" когда был нарисован оригинал картины и убедились что копия подаренная мне Винсентом была нарисована за год до оригинала – вы же помните – Винсент даже пьяный всегда отвечал за свои слова. Наверняка вы вспомнили как выглядит оригинал картины и заметили разницу с моей копией, ту самую падающую звезду, которую Винсент дорисовал на моей копии в больнице. Он был тогда еще немного не в себе и не догадался дорисовать её отражение в реке. И согласитесь – так падающую звезду мог нарисовать только человек у которого три дня назад отрезали ухо и он плохо слышит. Ведь я просил его дорисовать падающую звезду а ему наверное послышалось "улетающую". Это санитар-садовник виноват – все время кричал мне тогда – "да не ори ты так, здесь люди больные лежат" можно подумать я здоровый... Вы, как человек умеющий думать логично, наверняка сейчас хотели сказать, что второе то ухо было на месте, не "купированное" и он должен был им нормально слышать... Ну как вы себе это представляете – забинтовать одно отрезанное ухо повязкой и не замотать при этом другое целое??? Как по мне, какая-то "недомумия" получится...
К стати, Винсент на следующий год нарисовал портрет санитара-садовника, как и обещал, чем еще раз доказал что слово свое он держит! Звали юношу Жан Барраль. Вы можете сами в этом убедится если не поленитесь съездить в Рим и посетите Национальную галерею современного искусства где она сейчас хранится. Картина не имеет официального названия но по одной из версий она называется "Садовник" а по другой "Юноша", возможно потому, что я его так называл так как после абсента мне тяжело было выговаривать "мосье Барраль". Ну если вам некогда – вы можете просто "прогуглить" как она выглядит. Сейчас я вам её покажу
Много лет спустя я посетил эту галерею в Риме. Когда я впервые увидел этот портрет, мне на какое-то мгновение показалось что в глазах у Жана я увидел отражение Винсента, возле мольберта которого на табурете стояло две рюмки и начатая бутылка абсента... Они наверняка начали рисовать портрет с этих рюмок. На портрете явно видно что Жан не отводит от них глаз пока Винсент его рисует, как когда-то давно великий философ Кант не сводил глаз с падающих листьев клена. Мне кажется я знаю чем они занимались пока сохла краска...
Если вам этих доводов мало... ну тогда вы просто не умеете верить в чудо и мне вас искренне жаль. Хотя... Кому как не мне знать, что все возможно... И возможно, что я ошибаюсь, и вы верите в чудо, и чудо верит в вас, но вы просто слишком умный для того что бы поверить в мою историю. Ну что ж, давайте проверим? Если вы такой умный как вы о себе думаете, попробуйте опираясь на мой рассказ вычислить дату когда художник Ван Гог отрезал себе ухо? Если у вас получится то я и месье Борраль снимаем перед вами шляпы! И вы можете с чистой совестью не верить в мой рассказ. К стати, моя дата отличается от "официальной " а потому более правильная, не верьте всему что пишут в интернете!
Ну вот, как я и обещал, теперь и у тебя появились ещё два новых, интересных друга, а дружба, пусть и виртуальная, это одна из самых дорогих вещей и на земле и в интернете! И теперь, если тебе одиноко, и нескем поговорить о жизни, ты можешь взять любую книгу Иммануила и через неё пообщаться с великим мыслителем. Ну если тебе уж совсем тоскливо... Из личного опыта, могу посоветовать – бери бутылку абсента и топай сразу к Винсенту. Поможет наверняка. С Кантом конечно тоже интересно пообщатся, но уж больно мудрёные с ним беседы выходят. Ведь говорили ему когда-то за завтраком : "Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали. Оно, может, и умно, но больно непонятно. Над вами потешаться будут".
***
Выражаю благодарность нашим общим друзьям – Иммануилу Канту и Винсенту Ван Гогу, моей музе Хенси, Веревкиной Тамаре Петровне, великому режиссеру Марку Захарову и особенно моей маме -Татьяне Александровне которая не смотря на то что я был двоечником, хулиганом и спортсменом сумела привить мне любовь к книгам. Помню в юности, когда я не хотел читать очередную книгу у неё получалось уговорить меня словами Пушкина "ай да Сашка! ай да сукин сын! конфет не получишь! " Мама, если ты сейчас читаешь это, я обещаю тебе что постараюсь бросить курить и пить абсент, на этот раз уже письменно. И прости меня читатель за грамматические ашипки ибо когда Бог раздавал ум спортсмены были на тренировке, а потом когда все люди пошли в школу спортсмены снова пошли на тренировку. А так же благодарность Елене Давыдовой она же известный фотограф Elen Marlen, которая смело согласилась сфотографировать подаренную мне Ван Гогогом картину и предоставила мне фотографию для иллюстрации, чем подвергала себя риску быть втянутой в цепочку неизученных "пространственно-временных парадоксов" связанных с нарушением пространственно-временного континуума! Позже, когда я обсуждал это с Эйнштейном он сказал мне " раньше я думал что есть только две бесконечные вещи – вселенная и человеческая глупость... ну сейчас я точно знаю – их четыре – к двум перечисленным я добавляю терпение Татьяны Александровны и смелость Елены Давыдовой ". А потом немного взгрустнув добавил " Жаль что нас с этой рыжей фотографшей разделяет время а не пространство, ведь мы с ней по ночам могли бы такие интересные формулы фотографировать... "
И отдельная глубокая благодарность всем читателям у которых хватило терпения это дочитать, потому что ради кусочка истории моей жизни вам пришлось потратить кусочек своей. Многие думают что самый ценный ресурс в жизни это золото, деньги, власть....как же они ошибаются....поверьте – САМЫЙ ЦЕННЫЙ РЕСУРС В ЖИЗНИ ЭТО ВРЕМЯ!!!
Посвящается моей Маме.
Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.