FB2

Сбор макулатуры, или о любви к чтению

Рассказ / Реализм, Юмор
Теперь мы покинули уютный второй этаж, где располагалась начальная школа. Мы теперь – середняки, в четвертом классе все совсем иначе.
Объем: 0.299 а.л.

Теперь мы покинули уютный второй этаж, где располагалась начальная школа. Мы теперь – середняки, в четвертом классе все совсем иначе.  

Первого сентября нас забрала новая учительница, наша классная руководительница Александра Васильевна, построила парами и отвела на четвертый этаж, в кабинет русского языка и литературы. Она сказала, что теперь это наш класс, и мы за него отвечаем.  

Но на каждый урок мы должны были переходить в другой кабинет, часто в совсем другой части школы, и учитель у каждого предмета был свой собственный. По математике – яркая, рыжеволосая Жанна Фридриховна, по истории – пожилая, похожая на добрую бабушку Елена Сергеевна.  

– Запоминайте расположения кабинетов, – велела нам Александра Васильевна, – Долго водить вас за ручку никто не будет, а опаздывать, как сами понимаете, не принято. Мальчики, я на вас рассчитываю.  

 

А на последний, четвертый урок, нас снова вернули в наш новый кабинет, и перед нами выступила старшая пионервожатая Оленька.  

– Ребята, я поздравляю вас всех с новой жизнью, – заявила она и густо покраснела, как будто сказала что-то очень неприличное, – Вы теперь – полноценная часть пионерской дружины. В третьем классе ведь все вступили в пионеры, я не ошибаюсь?  

– Дооо, – согласился с ней класс.  

– Очень хорошо, что никто отряд не позорит, – выдохнула Оленька, – Надеюсь, вы будете жить и учиться нисколько не хуже, чем четвертые «А» и «В». В конце года мы подведем итоги успеваемости и поведения и выберем лучший четвертый класс. А пока – выберем актив.  

Оленька перевела дыхание и достала из папочки исписанный листок.  

– Итак, предлагаю на должность председателя совета отряда Алю Дружинину! – подсмотрев в листок, как в шпаргалку на уроке, выкрикнула Оленька.  

Класс молчал.  

– Что же вы? – удивилась Александра Васильевна, – Не знаете, как надо голосовать? Кто за – поднимите руки!  

Все дружно подняли руку.  

– Единогласно! – обрадовалась Оленька, – Предлагаю выбрать Васю Исая знаменосцем! Кто за!  

Голосование шло как по маслу. Через десять минут все наши отличники оказались избранными. Там посоветовали уважать их и на них равняться.  

Еще нам велели не забывать вести дневник наблюдения над природой, читательский дневник – все, как в начальной школе. Через неделю состоится пионерский сбор, где нам сообщат полный список мероприятий за год. А пока нас всех ждет первое пионерское поручение: сбор макулатуры. Завтра и послезавтра надо будет приносить бумажные отходы в школу. Класс, который наберет больше всех, окажется победителем.  

– В прошлом году каждый четвертый класс собрал не менее тонны, – сообщила Оленька, сияя от радости, – Надеюсь, вы не окажетесь хуже старших товарищей.  

 

*** *** ***  

 

В начальной школе мы тоже иногда приносили в школу макулатуру, но от октябрят всем было достаточно и пачки старых газет.  

– Мы же собирали на талоны, хотели взять «Джейн Эйр» и «Королеву Марго», – ворчала мама, – Ладно, не конфликтовать же. Возьми килограмма три.  

Многие в те далекие времена собирали и сдавали макулатуру, чтобы получить особую марку, с указанием определенного веса. В обмен на несколько таких марок можно было взять в книжном магазине дефицитную книгу, которую нельзя просто купить за деньги. Для детей – красиво изданные сказки, библиотеку приключений, а для взрослых – детективы и любовные романы.  

Утром весь первый этаж школы был перегорожен ширмами и завален пачками газет и старых журналов. Каждая секция принимала продукт от одного класса. Мы с Наташкой передали плотные пакеты, их тут же взвесили.  

– Три двести и три четыреста, – кивнула классная руководительница, – Поспешите, девочки, у вас сейчас история. На четвертом этаже.  

Раздался первый звонок. Мы бросились вверх по лестнице.  

– Здравствуйте, садитесь, – поздоровалась с нами Елена Сергеевна, – Дети, сейчас вы откроете учебник – и мы все погрузимся в прошлое. Узнаем, как появилась наша родня страна, как она развивалась, с древнейших времен и до наших дней.  

На уроках истории к нам в дверь постучатся наши предки, начиная от древних славян и заканчивая участниками Великой Октябрьской Социалистической революции…  

Учительницу прервал громкий стук.  

– Можно войти! – на пороге смущенно переминался Димка Сачин.  

Класс грохнул от хохота. Димка же на всю оставшуюся жизнь заработал себе прозвище Предок.  

 

*** *** ***  

 

После уроков пришла Александра Васильевна и сообщила, что наш класс в первый день занял второе место, собрав сто восемь кило.  

– Поднажмите еще! – убеждала она нас, – Поищите, спросите соседей, друзей и знакомых.  

И все мы после уроков отправились искать.  

– Может, к соседям зайдем? – предположила я.  

– Они не дадут. У них свои дети, – заметила Наташка.  

– Надо идти к тем, у кого нет детей.  

В первой же квартире молодая мама была очень недовольна, что ее побеспокоили, когда ребенок только что заснул, и посоветовала нам идти домой и учить уроки.  

Во второй квартире дверь открыла сердитая бабушка, которая заявила, что на книги и газеты у нее нет времени, поэтому она их не покупает и не выписывает. Так что уходите отсюда и не мешайте старым людям!  

– У нас же пионерское поручение! – возмутились мы.  

Бабушка уже закрыла дверь. Нечуткие люди вокруг, без всякого понимания!  

В нашем подъезде жил пожилой ветеран войны Степанович. Он жил один, работал сторожем в детском саду, потому что потерял на фронте руку, давно овдовел и лишь на каникулах принимал у себя взрослого сына с семьей.  

Степанович вообще – дед веселый и добрый. Никогда не кричит на детей и не ругается. Когда же у него хорошее настроение, а на улице теплая погода, Степаныч сидит на лавочке и играет на гармошке для бабушек. Особенно часто у старика хорошее настроение после аванса и после получки.  

Как это ни странно, Степаныч нам даже обрадовался.  

– Давно хотел кладовку освободить, – заявил он и вручил нам несколько больших пачек старых журналов «Наука и жизнь», настолько тяжелых, что мы несколько раз возвращались за ними.  

– Больше у Вас ничего нет? – вытирая пот со лба, спросила Наташка.  

– Посмотрите в кладовой сами.  

В запасах Степаныча, как оказалось, можно было обнаружить что угодно: куски оргстекла, масляную краску, разные кисти, шурупы, гвозди, старые металлические и пластиковые стержни, пробки от бутолок, ацетон… Но вот ничего бумажного не было.  

– Зайдите еще к бабе Маше на седьмой этаж, – посоветовал нам Степаныч, не отрываясь от дела.  

 

Степаныч поставил на табурет старые штиблеты и оттирал их растворителем. Когда верхний потрескавшийся слой эмали сошел с обуви, хозяин осторожно протер его белой эмалью. И вот – летняя обувь как новая, прослужит еще пятилетку!  

Бабушка Маша раньше работала в библиотеке и на пенсии продолжала выписывать множество газет. Да и книги покупала весьма часто – хорошие, ведь у нее сохранялись связи.  

– Здравствуйте, деточки, – обрадовалась она нам, – Конечно, забирайте, вот эту пачку и вот эту…. И еще… подождите-ка. Вот – уже списанная бухгалтерия.  

Мы поблагодарили и хотели уходить, но бабушка Маша категорически заявила, что никакие пионерские поручения не пострадают, если дети выпьют чаю. И мы пили чай с печеньем и рассматривали огромные, от пола до потолка, книжные шкафы.  

Где-то стояли подписные издания – одинаковые по цвету и размеру экземпляры, а где-то книжки стояли вразнобой.  

– Интересуетесь? – заметила мой взгляд баба Маша.  

– Да. Я люблю читать.  

– Тогда вот посмотри – это книги английского зоолога о животных. Он объездил весь мир, изучая фауну различных стран, и в конце концов создал собственный зоопарк в Англии. Его зовут Джеральд Даррел.  

Мы с Наташкой подошли и осторожно взяли в руки книги.  

– А можно взять и почитать? – робко спросила Наташка.  

– Нет, взять нельзя. Но почитать можно, – улыбнулась баба Маша, – Приходите в любое время, сидите, читайте, я всегда вам рада, но выносить из квартиры не дам. Заиграете. А я в нагрузку к Даррелу столько макулатуры купила!  

– Как купили? – изумились мы, – Где?  

– В книжном магазине, – засмеялась бабушка Маша, – Вся эта партийная литература – чистая макулатура, но без нее ведь хорошую книгу не получишь. Вот это можете забирать  

Мы выразили горячую благодарность.  

 

*** *** ***  

 

Возле школы мы с Наташкой встретили наших мальчишек, которые тащили картонные коробки. Отделение нашего отряда было уже полным, как и другие, и старшеклассники уносили учтенный вес в раздевалку – оттуда его должны были забирать утром.  

Тут у нас за спиной возник Иван, несущий целые рулоны старых, покрытых плесенью обоев.  

– Такие берете?  

– Берем, – ответил старшеклассник, – Где ты их взял?  

– В ЖЭКе, – отдуваясь, ответил Ванька, – У них там летом трубы прорвало.  

– А, понятно.  

Подбежала старшая вожатая.  

– А это что у вас тут? – выхватила она из общей кучи две подаренные бабой Машей книги, – Это нельзя сдавать. Они новые? Где вы из взяли?  

– Ой, наверное, они попали сюда по ошибке, – сообразила Наташка.  

«Жизнь американских рабочих» и «История Коммунистической партии Франции» нахально подмигивали глянцевыми обложками.  

– Пригодятся нашим старшеклассникам, – радовалась Оля.  

Громкий крик «Пусти! » заставил всех вздрогнуть.  

Старшеклассник держал за шкирку Вадьку из четвертого «В».  

– Ты что обижаешь маленьких? – накинулась на него вожатая.  

– Да ты посмотри, что этот «малыш» делает, – возмутился парень, – Куски цемента в пачку тетрадей подложил! Думает – я на замечу!  

– Так, – побагровела Оля, – Иди за мной.  

Вадька понуро поплелся за ней в кабинет директора.  

– Давайте на всякий случай проверим все тяжелые пачки, – решил тот, кто взвешивал наши журналы.  

А что все начнут делать, если журналы уже свободны? Правильно, их читать.  

Иван тут же нашел рубрику «Полезные советы», где рассказывали, как можно отремонтировать любую вещь с помощью подручных предметов и средств, которые есть в любом хозяйстве. Один листок он украдкой вырвал и унес с собой.  

 

*** *** ***  

 

На другой день после уроков всю пионерскую дружину выстроили в коридоре, и директор школы торжественно объявил, что сбор макулатуры удался на славу. Четвертый класс «А» собрал триста двадцать шесть кило, наш четвертый «Б» – двести девяносто шесть, а четвертый «В» постарается в следующий раз, потому что он собрал только двести восемьдесят восемь кило. Но в связи с тем, что ученик четвертого «А» Вадим Бойков пытался обмануть дружину, победа его класса не засчитана.  

Вадим, красный как рак, боком выскочил коридор и бросился домой, как заяц.  

Тут же всем четвертым классам выдали список литературы для внеклассного чтения и распустили по домам.  

 

*** *** ***  

 

Целую неделю мы каждый вечер пропадали у бабушки Маши, читая ее книги. Наши мамы, которые сначала обрадовались такой тяги детей к знаниям, сначала передавали бабушке домашнюю выпечку и варенье, а затем прямо заявили, что нельзя так часто надоедать человеку.  

Поэтому в один из вечеров мы собрались у Ивана.  

Ванька с гордостью продемонстрировал свою поделку для дома: старый отцовский башмак, который он прибил к щетке для натирания паркета. Тетя Марина нарадоваться на нее не могла!  

– И как самой раньше в голову не пришло! Такое удобство!  

– Честно говоря, мне тоже не пришло в голову, – признался Иван, – Я про эту штуку в «Науке и жизни» прочитал. В графе, где читатели советуют читателям, пишут в редакцию, а их печатают.  

– В том самом журнале, что мы взяли у Степаныча?  

– Ага. Там еще много такого, но я не запомнил. А жаль, – вздохнул Иван.  

Мы все заполняли читательские дневники.  

– С чистой совестью запиши, что читаешь «Науку и жизнь»! – посоветовала Наташка.  

Ванька кивнул.  

Мы же вписали «Джером К. Джером. Трое в лодке, не считая собаки на берегу», «Дж. Даррелл, «Перегруженный ковчег»…  

– Еще что-то патриотическое надо, – подсказала тетя Марина.  

– «Сын полка»? «Повесть о настоящем человеке»?  

– Они программные. Не годятся.  

– «Белеет парус одинокий»?  

– Мы это в пятом классе будем проходить.  

– О! «Жизнь Ленина»!  

– Точно! Пишем!  

Вожатой Оленьке очень понравился интерес Ивана к научным журналам. У Ваньки хватило ума не уточнять, в чем именно он выражался.

| 166 | 5 / 5 (голосов: 4) | 11:52 28.02.2020

Комментарии

Semechka13:55 28.02.2020
Пожалуйста.
Adela13:29 28.02.2020
Всё это было и в моём детстве - сбор макулатуры.
А талоны за сданные бумажные отходы, на которые можно было приобрести интересные книги - это уже гораздо позже, когда сама мамой стала. Спасибо за экскурс в светлое прошлое!

Книги автора

Вагинодискриминированные люди негодуют и паникуют 18+
Автор: Semechka
Статья / Политика Публицистика События
Государство всерьез озаботилось семейной политикой. Госдума рассмотрела и приняла единый для всей семьи статус многодетной семьи, а на днях внесли на рассмотрение еще один очень важный законопроект ... (открыть аннотацию)№ 303039-8 «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", запрещающий пропаганду детям идеологии чайлдфри – добровольной бездетности.
Объем: 0.117 а.л.
11:09 25.05.2023 | 5 / 5 (голосов: 1)

Закон Ку-Ку, закон Бу-бу ювенальные судороги
Автор: Semechka
Статья / Политика Публицистика Реализм
Как только в Думе возобновляется продвижение Закона Десяти Сенаторов – ювеналы вносят встречную инициативу, часто под флагами борьбы с западной ювенальной юстицией.
Объем: 0.094 а.л.
17:16 18.04.2023 | 5 / 5 (голосов: 1)

Тараканы в домах и головах
Автор: Semechka
Очерк / Политика Публицистика
В подмосковной Коломне беда: старые дома заражены тараканами. Жильцы с переменным успехом травят их сами, заваливая жалобами управляющие компании. Но чиновники нашли интересный способ решения проблемы ... (открыть аннотацию): чтобы жильцы согласились травить тараканов за свой счет, да еще и в рекордные сроки, надо взять их детей в заложники.
Объем: 0.141 а.л.
13:10 08.04.2023 | 5 / 5 (голосов: 3)

ЖЭртвы аборта, или кто травит Надежду Привалихину?
Автор: Semechka
Эпопея / Альтернатива Политика Публицистика Реализм События
Любимый метод защиты прав женщин по-феминистки: устроить травлю беременной женщине или многодетной матери. Ненавидят они детей и семейных людей всеми фибрами своих больных душонок.
Объем: 0.317 а.л.
15:47 06.04.2023 | оценок нет

Нашлась мама Маши Москвалевой
Автор: Semechka
Статья / Политика Психология Публицистика
Тринадцатилетняя Маша Москалева, скорее всего, покинет приют уже в начале апреля. Жить ей предстоит не с папой, а с мамой.
Объем: 0.061 а.л.
13:35 01.04.2023 | оценок нет

Что и требовалось доказать
Автор: Semechka
Статья / Политика
Думаю, все в курсе нашумевшей истории о том, как тринадцатилетнюю школьницу Машу Москалеву отравили в приют якобы за антивоенный рисунок, а на самом деле – после задержания ее отца, которого судят за ... (открыть аннотацию) дискредитацию российской армии?
Объем: 0.032 а.л.
18:31 28.03.2023 | оценок нет

Колобок, колобок, я тебя съем!
Автор: Semechka
Рассказ / Политика Приключения Сказка
Велосипедным войскам – дважды героям Верхнего Ларса посвящается
Объем: 0.097 а.л.
13:48 21.03.2023 | 5 / 5 (голосов: 1)

Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.