- Demiurge
- Запись
"Снимаем стружку"
Я так понимаю, если произведение попадает в продвигаемые, то автор намеренно желает донести его в широких массы и соответственно готов выслушать любые мнения. Сегодня объектом моего внимания стал рассказ «Токарь». Выскажусь с первого прохода без углублений.
С точки зрения подачи: стиль автора выдержан. Все доходчиво, связано, грамотно. А вот по содержанию с комментариями не согласен.
Сразу оговорюсь, это личное мнение относительно рассказа, к личности автора не имеет никакого отношения.
Рассказ задуман, видимо как ода рабочему классу, однако получился как реквием производству.
Описанная в работе организация труда просто никудышная. Директора завода надо было не просто «попросить», а просто гнать. Начальнику цеха на все наплевать, токари сами себе смену выбирают, мастера воруют, а директор под лимончик ностальгирует.
Жизнь токаря получилась – не жизнь, а малина. Сам себе смену выбрал. А захотел бы и ночную смену взял. Насколько мне известно, из личного опыта, третья смена организуется для обеспечения непрерывности производственного процесса, а не для того, чтобы дать заработать токарю. Наиболее сложные заказы: рюмки, шахматные фигурки и пр. Это конечно значимые заказы для завода. Директор еще и с начальником цеха договорился, чтобы премии выписывались. Красота. Использование «золотых рук» с умом. «…и работы стало совсем мало..».
Следует отметить своевременность выхода рассказа – к моменту бурлящих страстей вокруг пенсионной реформы. «Пропала сила в руках, былая быстрота».
Теперь к личности токаря. Забота о внуке, который скоро сам станет отцом на лицо, если бы не одно но… Машина нужна чтобы на дачу возить. Федор вообще выпал как заботливый сын. Кого воспитали? Ан нет, потом все-таки не безнадежен оказался.
Чувство собственного достоинства у Валерия Васильевича мягко говоря не завышено: «Токарю эта халтура была совсем не по душе, но Толик был его прямой начальник, да и деньги действительно были нужны, и он согласился». Эдакая невинная жертва произвола руководства цеха. Внутри все клокочет от негодования, но деньги нужны. Материальное взяло верх.
Следующий вопрос про заготовочку бронзовую: почему не сдал, как честный работник? Получилось отлично, не сдал заготовку получил искушение, за что в итоге получил душевную травму. Дальше больше – Данила-мастер нервно курит в сторонке. Процесс творчества попер у старичка, как для себя на память. Интересно было бы узнать что это за «безделушка» «на хорошую резину хватит»?
Не хочется умалять основную мысль, которую донес автор, что трудовому народу житья от сатрапов нет. «Воруешь вагонами – предприниматель, украл гвоздь – вор». В итоге жертвой сатрапа Валерий не стал. Только зря заготовку в стружку переводил и зря заготовку испортил.
С Иваном Грозным получилось, прямо скажем, комично. Н.В. Гоголь совсем другое имел в виду, вкладывая слова «породил» и «убью» в уста Тарасу Бульбе. С таким же успехом для усиления трагедии можно было написать: «Чем я тебя породил, тем и убью!». А в конце перерубил электрический кабель ведущий к станку!