Равнодушная гекатомба товарища Пу
Моя эмпатия вгонит меня в могилу. Я умираю раз за разом вместе с каждой жертвой этой войны, всё сердце в засечках и шрамах. Но холодный ум продолжает продуцировать бездушные тезисы, жестокие выводы, несносные откровения: такая уж у коры головного мозга функция.
И вот от чего я никак не могу отмахаться.
История полна случаев (Бабий яр, Катынь, Хатынь), когда людей массово вели на казнь как в древности на заклание и они ничего не сделали. Им приказывали раздеться, они раздевались; им говорили встать на краю котлована, они выполняли. И я всё никак не мог взять в толк: вас же сейчас будут убивать! Не казнить преступника по приговору суда, а просто истреблять ни за хер собачий! Почему вы не сопротивляетесь? Вас же так много! Что с вами не так?!
Только в ХХ веке миллионы, даже десятки миллионов морили голодом, упекали в концлагеря; депортировали в мертвую степь, в т. ч. на 40º-ный мороз, целые народы (крымских татар, чеченцев и ингушей), а люди на что-то надеялись до последнего и терпели до смерти. Преждевременной, жуткой, массовой. Да, надежда умирает последней, вместе с ее носителем, но перед вами же яркая, жгучая очевидность – гарантированное уничтожение! Единственное допустимое объяснение – та самая пресловутая выученная беспомощность, когда живое существо оказалось за гранью отчаяния и смирилось с неизбежным.
Сегодня ровно то же самое происходит со всей страной. Просто не так наглядно и чуть более протяженно. Но направление всё туда же – под откос, в овраг, в разверстую могилу. И все нахер заткнулись. Сотни тысяч мобилизовали – сколько заплатят? Вас ведут на убой во славу тирана – авось пронесет. Против вас объединился весь развитый мир – где наша ни пропадала! Людей настолько отучили мыслить самостоятельно, брать на себя ответственность, принимать важные, серьезные, да хоть какие решения, что создается впечатление: с этой бесформенной людской массой можно творить что угодно, и они не пикнут, не возмутятся, не одумаются.
Как же мы дошли до смерти такой?
Есть расхожая коротенькая притча про лягушку, которая спасется, если ее кинуть сразу в кипяток; но вот если нагревать на медленном огне, она ничего не заметит и в итоге сварится. Эта история, как и большинство нравоучительных побасенок, ошибочна. Как раз хитрожопая лягушка выпрыгнет из горячей воды в ту секунду, когда ее органы чувств уловят опасную температуру. А если бедолагу бросить в кипящую воду, ее парализует термический шок. Но эта история настолько полюбилась различным комментаторам именно потому, что очень точно описывает поведение людей. Нас-то как раз и придушивает потихонечку деспотичная власть, отбирая права и свободы плавно, но уверенно. Нас аккуратно подталкивают в спину уже пару десятилетий, люди не замечают, как делают шаг за шагом вниз по темной лестнице. Но вот теперь нас можно поздравить, господа: мы очутились в пыльном подвале, ржавая дверь наверху захлопнулась с омерзительным лязгом, единственное тусклое окошко забрано прочной решеткой, похоже нам кабзда. Маньяк наверху раскупорил шампанское.
И ведь было достаточно пророков, мудрецов, да и просто людей, способных делать грамотные выводы из анализа текущей ситуации, что кричали во весь голос: «стойте, вас ведут в подвал, это опасно, не доверяйте мерзко хихикающему хозяину особняка! », «да он и вообще никакой не владелец, это просто полоумный скваттер, нацепивший засаленный хозяйский халат». Но нет принятия правды в своем отечестве, каждого такого доброхота опорочили, схватили, связали, бросили в самый глубокий погреб, либо погнали ссаными тряпками вон из страны.
Тут возникает много вопросов по поводу человеческой рациональности, постепенно уползающих в махровую достоевщину.
Да, мы любим искать во всем пользу, но кто знает, в чем заключается наша польза, особенно на длительных отрезках времени? В итоге человек ищет кратковременных удовольствий, которые, наоборот, разрушают его жизнь. Избегает сиюминутной опасности (не выходить на протесты), предпочитая гарантированные беды, но только в будущем, которое по определению смутно. Видеть ясно в перспективе мы не умеем или не желаем учиться, и любые отдаленные события на нас не существуют, будто произойдут не с нами в какой-то параллельной Вселенной.
Есть очень извращенное искушение так и пустить всё на самотек: пусть их, человек сам творец своей судьбы и своей могилы. Может быть, это и есть неизбежный финал человечества, с упоением описанный в тысячах книг? Апокалипсис, редкие счастливо уцелевшие ютятся в руинах, пещерах и выгрызают друг у друга последний вонючий кусок падали. Если люди сами стремглав несутся в такое будущее, стоит ли им мешать, да и как это сделать? Рациональные аргументы обыватель не воспринимает, кричать – только вызывать встречную агрессию; ни вины своей, ни ответственности за весь этот дикий ужас почти никто не чувствует.
Все молодцы, всем спасибо, все свободны, всем хана.
И получается, что единственный путь – это сдаться, смиренно ползти в сторону кладбища?
Не совсем так.
Есть банальности, которые люди постоянно забывают. Например, все люди разные, нельзя всё делить на черное и белое. Есть категория упоротых, но есть и категория сомневающихся. Есть самоуверенные слепцы, но кое-кто уже с недоумением оглядывается по сторонам. Есть откровенные идиоты, но есть люди, чей разум логике не чужд, до них иногда можно достучаться, если пробить брешь в их ненадежной из-за многих противоречий защите.
Да, большинство – тупоголовые конформисты, но для перемен и не нужно большинство, достаточно активного меньшинства. Вопрос только в том: насколько активного и где та критическая масса?
Видимо, остается только хватать фонарь и бегать по улицам, крича: «ищу человека! »
Эпицентр урагана, десять месяцев последней войны
Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.