Ехал как-то царь со своими слугами да охраной с объездом- царские угодья посмотреть. На людей поглядеть, поспрашивать у своего народа, как он там живёт в деревнях да сёлах. Вот, значит, ехал он ехал да в один хутор заехал.
Изба одинокая у дороги стоит. В могучих ветвистых тополях запрятана. А сразу за тополями лес обширно простирается. Крыша у избы соломенная. Окна маленькие. Стекла запыленные. Трава у дома не кошенная. На вид изба неказистая. Но все же, как ни странно, царю этот пейзаж пришелся по душе. Может, потому, что нет здесь разных каменных построек, надоедавших своим мрачным видом каждодневно во дворце. Тут ему все просто. Пусть и в дикой природе, но исконно по-русски. Уютно, рядом с лесом.
А рядом у избы стоит старик одинокий. Старик руками на посох опирается. Одежда на нем проста, рубаха да штанина, на ногах лапти. Глаза вдумчивые, борода его седая аж до пояса. Волосы на голове так же седые, ему до плеч свисают.
Как только старик карету царскую увидел, то удивился увиденному. Никогда ему такого видеть не доводилось, чтоб царская карета со свитою своей в эти глуши наведывалась.
Царь в окошко выглянул, просил кучера карету остановить. Кучер на себя поводя потянул и остановил тройку лошадей. Решил царь со стариком побеседовать. Вышел он из кареты, а за ним следом и казначей. И оба в сопровождении двух стражей к старику направились. Не доходя царь рукой казначею и стражникам дал понять, что сам со стариком поговорит наедине. Те по велению царя остановились и стали ждать.
Старик, увидел царя сразу ему поклон до земли сделал, затем перекрестился и царя перекрестил.
Царь идя к нему сходу спрашивает:
– Как поживаешь, старик?
– Потихоньку, ваше величество! – ответил старик, чуть напрягся от волнения.
–Домашний скот в хозяйстве водится? – поинтересовался царь.
– Да какой тут уж скот в хозяйстве, ваше величество! Старый я чтоб скотиною животной заниматься. Ноги слабы да и руки трудно поднять. По молодости- да, держал. Ну тогда и хозяйка была жива здорова. Дело было другое. И корова была, и свинка с козой. Хозяйки уже как пять осеней по счету не стало. Давно на небеса ушла. Вот живу сам тут на хуторе, свой век доживаю. А детей с ней не смогли завести. Может, так богу было угодно. Но в огороде две куры ходят. Что в земле найдут, то и клюют. Вот и весь скот у меня.
– Да, неважная у тебя жизнь, старик! -посетовал царь.
Подозвал царь к себе казначея. Приказал ему мешок с монетами из кареты принести. Казначей за мешком с монетами сходил и вернулся назад. Мешок царю в руки передал. Царь из мешка горсть монет рукой черпнул, говорит старику:
– Ну, старик! Расставляй пошире свой карман, если он у тебя в штанине имеется. Так уж случаем я к тебе в гости нагрянул. То без подарка не оставлю. Сейчас твою бедность враз как тучку ненастную прогоним. И денежного счастья на старость лет отсыплю царского.
Старик по велению царя второпях свой единственный карман штанин растопырил, говорит:
– Есть, ваше величество, у меня один карман такой. Можете сыпать туда. Он у меня на про запас пошит.
Царь с аристократической важностью насыпал монет туда, говорит старику:
– Ну, старик, похлопай по карману! Да послушай как там монетное счастье звенит!
Старик похлопал по карману прислушиваясь, но там тишина царю отвечает:
– Ваше величество! Так неслышно звону счастья в кармане.
– Как неслышно? — удивился царь. Погоди, старик, сейчас добавлю, может, мало насыпал.
Снова царь горсть монет из мешочка черпнул и мужику в карман насыпал.
– Ну! А сейчас похлопай! – живо как-то попросил царь.
Старик снова похлопал, а звона и нет. Говорит старик удивленно:
– Ваше величество, уж простите меня- старика. От старости наверно глухой я. Может, ваша величество, вы слышите там звон счастья?
Царь развел руками по сторонам. Он переглянулся с казначеем, после взглянул на старика, говорит:
– Да нет, старик. Не подводит тебя глухота. Получается, что и я не слышу звона.
Царь решил поинтересоваться, что у него с карманом. Подошел он к старику и сунул руку ему в карман. Понял он, в чем дело, улыбнулся, говорит:
– Эх, старик... а дело в том что карман твой сильно дырявый
Царь штанину со стороны кармана чуть приподнял, а оттуда, по лаптям, монеты наземь посыпались. Царь говорит старику:
– Так, твое счастье, старик, мимо карману выпадает. Надо бы карман зашить.
Старик прокашлялся, улыбнулся царю, говорит:
– Так про карман свой дырявый я и сам знал, ваша величество. Только вы сами просили мой карман дать для счастья денежного. Вы просили хлопать и слушать звон счастья. Может, если оно до кармана от лаптей насыпалось, то и зазвенело бы счастье.
Царь указательным пальцем сердито помахал на старика:
– Ух и хитер ты, старый! Решил меня одурачить-царя.
Старик сделался лицом провинившегося перед царем, и тут же пальцем поманил к себе царя поближе. Нагнулся царь поближе ухом к старику. Старик полушепотом говорит:
–Так не в деньгах счастье то, ваше величество.
Царь изумленно спрашивает:
– В чем же тогда?
Старик говорит:
– А в их количествах, ваше величество.
Тут царь и рассмеялся от души. После, пожав на прощание старику руку, в карету с казначеем вернулся. У кареты царь задержался на мгновенье. Постоял молча, спиной к старику, и подумал. После положил мешок с оставшимися деньгами наземь. Сам сел в карету и далее в путь отправился.
Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.