ВОЛШЕБНЫЙ ДУБ
В одной деревушке произошла одна сказочная история.
Жили-были там самые обыкновенные люди. Занимались каждый своим делом. Пастухи коров да овец пасли, столяры столярничали в своих мастерских, плотники вставляли рамы окон, двери, чинили крышу. Женщины в огороде справлялись, а кто за детьми приглядывал. Ну а кто посвободнее-те в лес по грибы да по ягоды ходили. Так и жили помаленьку. Все было хорошо, да не совсем все так гладко.
Жил на краю этой деревни, в огромной избе, со своими слугами староста. Звали его Архип. Своей должностью он очень дорожил и порой всем говорил, что он сам царя за руку пожимал. От этого его зазнайство уж очень выпирало наружу. Без его ведома ничего жители деревни не могли просто так сделать. Нужно было обязательно пойти к нему и о своих заботах все доложить. Люди приходили к нему и спрашивали его : «Староста Архип, можно мне посеять или пожать пшеницу, рожь, купить корову, продать лошадь, а то и воз к ней». Староста отвечал так: «Можно или нельзя. » Только после его одобрения можно было заключать сделку. К этому всему прошению они прилаживали что-нибудь из своих запасов съестных. Этак задобрить его. А то бывало – он часто был в не настроении и наотрез отказывал.
Так вот, в этой деревне жила молодая пара влюбленных. Влюбленного юношу звали Януш, а его возлюбленную – Агата. Вот они захотели пожениться. Взяли за руки друг дружку и побежали, словно окрыленные, на край деревни, прямо к старосте – просить его одобрения на женитьбу. Прибежали они к его избе лубяной, к самой калитке, и, переведя дух, постучали в нее. Калитка через некоторое время приоткрылась, оттуда показалась голова слуги. Немолодой в годах мужчина с проседью, одет в синей кафтан, с недоумением взглянул на молодых, спросил:
– Чего надо вам, молодые люди?
Януш и просит его:
– Нам нужен староста. Мы с Агатой хотим пожениться. Просить пришли его одобрения.
Слуга кивнул головой, сказал:
– Сейчас я ему доложу о вас, а вы пока тут дожидайтесь. Прикрыв калитку, слуга удалился, а Януш и Агата с нетерпением стали ожидать.
Спустя некоторое время вышел на крыльцо сам староста. Велел слуге привести молодых к нему. Слуга провел молодых во двор и подвел их к старосте.
Староста был высокого роста, упитанный, с кучерявой шевелюрой, с торчащими усами. Одет в зеленый длинный бархатный халат до самых ног, с прицепленной к случаю саблей на поясе. Со всей серьезностью взглянул на молодых, улыбнулся им и остановил свой взгляд на Агате.
Красота ее так ослепила его, что он долго не мог оторвать от нее взгляда. Она ему так сильно понравилась, что он решил ее лучше сосватать за своего сына. Сын его должен скоро приехать на побывку к отцу из-за границы, где он находился на обучении. А Янушу староста решил дать отпор и заявил:
– Дева и впрямь красива да мила, словно золото и бриллианты предо мной блестят.
Он важно протер рукой свои усы, продолжил:
– За ней должен быть самый тончайший уход. Ей нужен человек богатый, обходительный.
Староста резко посерьезнел и назначил условие:
– Если Януш за месяц построит избу лубяную, больше и выше чем у меня, да три мельницы, одну винокурню, то тогда и свадьбе быть.
Сам повернулся и ушел в избу. Агата и Януш – опечалившись, держась за руки- ушли домой.
Сидя дома у печи, Агата проливала ручьем слезы и хныкала. А Януш тем временем, никому ничего не сказав, вышел из дому, затем – за деревню, и в лес ушел. ***
Вот шел он по лесу, думал о своем, никуда не смотрел, только под ноги себе. Так и шел, не подымая головы, весь день, все бормотал себе под нос:
– Пусть меня волки порвут. Я недостоин Агаты. Пусть меня кабаны, медведи на части разорвут, я недостоин Агаты.
Шел он так до самого вечера. На небе тучи хмурые сгустились и зарядил дождь, как из ведра. Гром громыхает, молния сверкает, просто ужас. А Януш и на это внимания не обращает. Весь промок до нитки. Тут уж совсем потемнело, ничего в кромешной темноте не видать. Как вдруг- он сильно стукнулся лбом в темноте о что-то твердое. Только лоб ушиб. Он почесал свой лоб, присмотрелся, во что ударился. Как раз молния так ярко сверкнула и осветила перед ним здоровенный ветвистый дуб. Он присел у этого дуба, и от сильной усталости заснул.
Снится Янушу, что стоит он у этого дуба и разговаривает с ним. Спрашивает дуб у Януша:
– Чего опечалился, добрый человек? И какая беда тебя привела сюда? Может, ты заблудился ночью в лесу?
Тут Януш ему отвечает:
– Беда моя от сердца печального. Оно разрывается на части. Хотел я с Агатой пожениться. Мы с ней к старосте пошли за одобрением. Ведь в нашей деревне все к нему ходят. А он Агату мою, голубушку ненаглядную, передо мной так нахваливал. За ее красоту дал мне условия невыполнимые. Сказал- коль я за месяц хоромы лучше и выше, чем у старосты, построю- да три мельницы и винокурню, то тогда разрешит нам пожениться.
Тут дуб ему и говорит:
–Не печалься, Януш, я тебе помогу. Скоро твоей беде и не быть. Дам я тебе желудь свой золотой, волшебный. Как выйдешь в чисто поле, брось его на землю перед собой и скажи: «Что думаю, то и должно быть тут. » Тогда у тебя все будет, чего пожелаешь. А сейчас поспи до утра, куда тебе в такую темень идти. Я тебя ветвями своими от непогоды укрою, согрею. Дуб собрал все свои ветви, склонил их над Янушем и прикрыл ими его. Тепло ему стало внутри, и он сладко уснул.
Проснулся Януш, когда ясное солнышко щекотало его лицо. Птицы пели звонко, цветы лесные ароматами пахли. Хорошо отдохнул, словно в отпочивальне ангелов, на пухлых перинах, ночевал. Тут он вспомнил свой сон. Про то, как он с дубом разговаривал, и то, что дуб обещал ему свой желудь волшебный дать, из беды его вызволить.
Как вдруг он почувствовал, что в правом кулаке зажато что-то твердое. Он раскрыл кулак и видит- на ладони и вправду желудь золотой. Полюбовался он этим дивом, поднялся с земли, поклонился дубу, говорит:
– Коль и вправду ты волшебный, низкий тебе поклон, добрый дуб. И побежал на радостях назад в деревню.
Наконец он выбежал из леса. Пошел он в чисто поле, что возле деревни, достал желудь из-за ворота рубахи, зажал его на мгновение в кулаке, задумался, а затем и бросил в поле, сказал громко:
– То, что думаю, то и должно быть тут!!!
Только желудь упал на землю – и, как из тумана, перед ним выросла здоровенная изба. Изба в три верха стоит, серебром и золотом переливается. Крыша черепицой обложена. Загородь избы- высокая, а ворота и калитка еще выше. Глянул он влево, а там три мельницы лопастями крутят. Глянул направо – винокурня стоит. Люди кругом работают. Удивился Януш всему. Как вкопанный стоит, с места сойти не может, глаз не может отвести.
Тут калитка отворилась. Выглянула из-за нее женщина средних лет, домработница. Она улыбнулась Янушу, говорит:
– Ой, барин вернулся. Входите к себе домой, мы вас тут уж заждались.
Януш сделал ей поклон, а домработница сделала в ответ.
– Сейчас мы вам, барин, баньку истопим, вас искупаем, да чистую одежду наденем. После – горячим чаем напоим, пирогом малиновым накормим.
Домработница взяла за руку нерешительного Януша и повела его за собой во двор. Пока Януш шел за ней следом – то по пути двор осматривал.
По правую сторону сад яблоневый стоит. Яблоки на деревьях наливные, сочные. По левую сторону – груши, аж с три добрых кулака с ветвей свисают. У Янушаи слюньки потекли. А поодаль карета крытая стоит, украшенная алмазами. Кучер в нее лошадей поди с десяток запрягает. Почувствовал себя Януш словно в сказке.
Увидели рабочие во дворе Януша, поклонились ему, говоря:
– Добрый день, барин!
– Добрый день, люди добрые, люди честные, – ответил Януш.
Януша в бане искупали, банным веником хлестали. После- одеждой роскошной нарядили, вывели во двор, в избу сопроводили.
Посадили его там за широкий стол. Посреди него поставили пузатый самовар. В чашку чая горячего налили, румяный кусок пирога в тарелку положили.
Кучер в комнату зашел, с порога поклонился, спрашивает:
– Позвольте, барин, мне за мамой вашей отправиться, к нам привезти.
Януш говорит:
– Дозволяю, езжайте… А заодно прошу вас привезти вместе с мамой мою возлюбленную, голубушку Агату.
– Слушаюсь, барин, – кучер поклонился и вышел во двор. Сел он на козлы кареты, стегнул плетью лошадей. От плети только свист раздался, лошади прытью помчались. Вскоре мать Януша и Агата с ее родителями сидели вместе за одним столом. Чай пили, пирог яблочный отведывали. На их расспросы, откуда все это у него, Януш им подробно рассказал о приключившимся с ним в лесу возле дуба происшествии. ***
Тем временем жители деревни с самого утра из дому повыходили, справиться с домашней работой. И сразу заметили – в поле высоченные хоромы стоят. Три мельницы крутят лопастьми, а рядом винокурня стоит. Щипали себя больно, думали, не кажется ли им это все. Как только убеждались, что это правда, тут же второпях бежали друг к дружке, по-соседски сообщить об увиденном. Народ постепенно на диво поглазеть сходился. Некоторые к старосте отправились, за разъяснением. Ходят люди у ворот Януша, у забора- все во дворы заглянуть хотят. Выспрашивают у рабочих:
– Чья эта изба и кто ее хозяин?
А слуги им отвечают:
– Нашего барина, Януша!
Тем временем у старосты, у его ворот, люди топчутся. Старосту криками выйти просят, уделить им внимание. Староста вышел к толпе, а люди наперебой ему говорят: – За деревней- чудеса! Там, где поле чисто было, хоромы высоченные стоят. Мельницы крутят и винокурня рядом.
Староста слушал-слушал их, говорит им: – Не верю!!! А народ все пуще просит его съездить туда и во всем разобраться. Говорят ему: «Сами садитесь на коня и поезжайте, посмотрите. »
Согласился с их уговорами староста – съездить посмотреть. Велел своим слугам коня оседлать и вместе с ним на чудо поглазеть поехать. Слуги подвели коня старосте. Тот вскочил на него, крикнул людям: – А ну, прочь от ворот. Слуги, за мной! И поскакали они все вместе за деревню.
Издали заметил староста в поле роскошную избу. Три мельницы, винокурню. Чем ближе подъезжал, тем чаще глаза от удивления бегали. То на избу высоченную, то на мельницы, то на винокурню посмотрит – ничего понять не может. Подъехал он плотно к воротам, привстал на стремя, и во двор заглядывает. Как увидел там богатое убранство, так и ахнул. Он в калитку плетью постучал и крикнул:
– Эй, кто тут живет?
Со двора кучер ему отвечает:
Как кто? Барин Януш!
– Не верю! -огрызнулся он. -Покуда его не увижу- не поверю. Вели ему выйти и показаться мне на глаза!
Из дому вышел Януш. Весь в богатую одежду ряжен. Подошел к калитке. Староста заприметил его, от завести губу свою покусывает. Отворил калитку Януш, старосте показался. Староста нетерпеливо спрашивает:
– Слушай, Януш. Как так случилось, что за ночь ты такое отстроил? Я же знаю, что это – волшебство. Без волшебства этого сделать невозможно!
– Да! Это так! -признался Януш. Я построил то, что вы мне велели. С помощью волшебного желудя. Его мне дал волшебный дуб, который стоит в лесу.
– Какой дуб? Какой желудь? -недоумевал услышанному староста. – Ну и где этот дуб стоит в лесу?
– Там и стоит, в самой гуще леса, – ответил тот.
– А как к нему попасть, к этому дубу? -спросил староста.
Януш, чуть подумав, объяснил:
– А на дорогу широкую поезжайте, что в лес ведет. И езжайте прямо-прямо по ней в самые дебри. Там он и стоит. Попросите у него желудь волшебный, и он вам даст.
Староста слушал его внимательно, а после крикнул своим слугам:
– Едем в лес к дубу!
Тут его Януш окликнул:
– Ну что, староста, при людях, чтоб слышали все, разрешаешь нам с Агатой пожениться?
Старосте было не до них. Ему так хотелось заполучить себе волшебного желудя, что на свои условия, которые он дал Янушу, решил одним махом рукой махнуть. Крикнул:
– Женитесь, разрешаю! -сам пришпорил коня и вместе со слугами поскакал в лес. ***
Долго гнал он свою лошадь, но все таки этот волшебный дуб отыскал. Староста соскочил с лошади, подбежал к дубу, обошел его кругом и крикнул:
– Эй, дуб? И вправду говорил мне Януш, что ты волшебный? Если так, то дай и мне такой желудь, какой дал ему.
Ожидая ответ, он взглянул на его ветвистую верхушку- крону. Тут он заметил, что над верхушкой дуба образовалась небольшая хмурая туча. Вся черная – пречерная. Оттуда как ударит яркая молния зигзагом, прямо в старосту. От удара этого староста и повалился на землю, как убитый, только руки по сторонам распластав. Лежит, не дышит.
Слуги перепугались не нашутку, и со страху разбежались по сторонам. Затем, через некоторое время посмелев чуточку, вернулись к лежащему на земле старосте. Взяли его на руки и понесли к лошади. Перевалили его тело через седло и повезли домой.
Уже полдня пролежал староста в своей постели, не шевелясь. Над его головой, у кровати, ожидая его пробуждения, стояли его супруга и камердинер. Наконец глаза старосты открылись. Он приподнялся в постели на локте, повертев головой по сторонам, уставился на них. Спрашивает:
– Ты кто такая, женщина?
– Как кто? Твоя супруга!
– А ты кто такой будешь?
– Ваш камердинер.
– А я тогда кто?
– Староста! – ответили они оба одновременно.
– Почему я не помню этого?
И тут же снова слег в постель, закрыв глаза. ***
На следующее утро слуги вывели из дому старосту под руки, усадили в карету, завернули его теплым пледом и, тронув лошадей, повезли его в город к врачу на обследование. Староста по пути в город каждый раз пробуждался, все приставал с расспросами к сопровождающим его. «Кто он такой..? Кто они такие..? »…
Так и заканчивается эта сказочная история. Лишь хочу добавить.
Староста, побывав у доктора, так и не смог вылечится. Он все время, докучая, переспрашивал свою супругу, кто он такой и кто она такая. А Агата с Янушем тем временем свадьбу сыграли. Всем селом гуляли.
Сам губернатор на их свадьбу приехал. Выпил бокал вина за молодых, усы рукой свои поправил, приложил свою правую руку к ордену, приколотому у него на груди, со всей торжественностью всей веселящейся на свадьбе публике заявил:
– Желаю видеть Януша новым старостой этой деревни!
Затем крикнул:
Кто «За» – поднимете руки!!!
И, как только губернатор поднял свою руку, все гости свадьбы последовали за ним..
КОНЕЦ.
Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.