- Zagadka23
- Запись
Запись
"С синдромом Аспергера дела обстоят еще сложнее. Человек не коммуникативен. Почему это медицинское отклонение? Извините, но постановка диагноза на основании нежелания поддерживать активные социальные связи - это что-то из области тоталитарной культуры. Ты не с нами, значит, ты больной? Ну вот я такой человек. У меня нет друзей, есть ряд приятелей, с которыми я многие годы поддерживаю редкие, в основном дистанционные, контакты. Мне говорят, что это ненормально. А почему? У меня нет близких друзей не потому, что я по болезни не способна их заводить - мне неинтересно, я не могу долго поддерживать такие отношения, мне скучно. Не имею права так себя вести без медицинской справки?
Куда хуже с раздражительностью от громких звуков. Меня, например, выводит из себя и может парализовать чавканье за столом, хлюпанье, швырканье. Также меня возмущает громкая музыка у соседей, музыка в телефоне, если ее слушают в публичных местах без наушников. Я всегда делают таким людям замечание и по возможности не позволяю рядом с собой так себя вести. Про людей с Аспергером пишут, что их раздражают шарканье ног, бряканье ключами... Да, правда. Только почему это попало в медицинский раздел симптомов болезни? Я, например, считаю, что чавкать за столом, шаркать ногами и слушать в электричке музыку без наушников - это проявление сниженной культуры. И себя в данном случае вижу носителем более высокой культуры. Это же очевидно: я не чавкаю, не шаркаю ногами, не мучаю никого музыкой.
Другой важный нюанс - у "аспергеров" гипервыраженное чувство справедливости. Почему, разговор отдельный. Но оно есть. И все ему подчинено. Не сделать замечание тому, кто мешает, невозможно, потому что несправедливо.
Хороший пример - Григорий Перельман. О нем говорят, что у него развитый синдром Аспергера, поэтому, дескать, Перельман сидит дома, носит обноски и не забоится, что о нем подумают другие. Извините, а, быть может, гению Перельману просто неинтересно с другими? Настолько, что плевать он хотел, что они подумают о его рваных туфлях? Что математику Перельману делать в кругу усредненных людей и соседей по Купчино? Нечего, поэтому он живет замкнуто. Не изолировался, а просто не проявляет интереса. Но усредненному человеку неприятно признавать, что Перельман им не интересуется - он объявляет Перельмана больным." - да!
"Или другой пример: люди с Аспергером не способны к эмпатии. Ну не способны или мало способны. И что? Ну что из этого? Я не способна, да. Но, как человек умный и наблюдательный, я научилась, например, заменять ее другими чувствами. Второй момент - я научилась избегать ситуаций проявления эмпатии. Третье - у меня появились социальный навыки, которые условно могут заменять эмпатию. В конце концов, у меня есть разум. Кто-то сочувствует сердцем, а я - головой. Если человек с Аспергером функциональной сохранен и интеллектуально развит, он сам адаптируется к жизни, понимает правила игры в обществе и как-то к ним, с наименьшими для себя потерями, приспосабливается. Ключевое слово - сам. Терапия здесь не помогает. В любом учебнике психиатрии ясно сказано, что терапии для таких людей не существует, потому что нельзя терапевтически изменить личность.
"Аспергеры" не любят объятий, тесных контактов. Это так. Мне не то чтобы неприятны, а чужды, несвойственны любые тактильные контакты, кроме эротических прикосновений. Я в них ничего не вкладываю. Это правило распространяется на всех, кроме моего ребенка. Однако я, тем не менее, от ряда таких прикосновений получаю социальное, так сказать, удовольствие. Например, у меня есть знакомые, чьим добрым расположением ко мне я дорожу (те самые образованные и начитанные, кого я считаю безусловно более развитыми, чем я), когда они при нашей встрече раскрывают объятия или целую меня в щеку, я получаю удовольствие, потому что вижу, что эти люди принимают меня, им со мной интересно, я могу рассчитывать, что важное и интересное для меня общение с ними будет продолжено. Я никогда первая не обнимаю людей, но я знаю, почему они это делают. Объятие человека, который склонен к объятиям, я оцениваю как проявление настроения, его расположения. Отсутствие тактильного контакта с человеком, который к ним привык, меня как раз настораживает, потому что эти сигнал потери расположения." - нет!