FB2 Режим чтения

Безмятежные годы (или погружение в американскую мечту)

Повесть / Мемуар, Реализм
История жизни моей семьи в США
Объем: 2.295 а.л.

Отъезд и память о прошлом визите

1992 год, 25 Августа. Вся моя семья в международном аэропорту Шереметьево 2. Последние минуты нашего пребывания в России. Волнительно наблюдать за огромной толпой беженцев, готовых покинуть свою Родину. Чувствовалась тревога людей при прохождении вещевого и таможенного контроля – вдруг что-то не так и долгожданный отъезд перенесут.  

Я волновался, прежде всего, из-за того, что один «очень добрый» сотрудник моей лаборатории пригрозил организовать через своего родственника, сотрудника КГБ, проблему нам в аэропорту. Этот нехороший человек был хорошим инженером. Мне удавалось с ним неплохо ладить, хотя черты склочника он проявлял частенько, докладывая мне о проделках своих товарищей по лаборатории. Я тогда не реагировал на его донесения – дел в лаборатории было много. Когда я заявил, что покидаю не только лабораторию, но и страну, его злобный характер проявился в полную силу. Он начал проводить агитацию среди ребят, придумывая разные небылицы, чтобы поднять волну протеста против неверного распределение оплаты их труда. И это после того, как я был вынужден пять перестроечных лет спасать лабораторию от «голода», проводя в разъездах по стране больше времени, чем в семье. Мне приходилось вымаливать в министерстве и производственных объединениях договора для прокорма лаборатории. Я уже не говорю о том, что мне с помощью не более 2 – 3 сотрудников приходилось и выполнял эти договора. Остальные сотрудники были обычным в советских институтах балластом, избавиться от которого мешало ряд обстоятельств того времени.  

К счастью угроза моего злобного товарища не была реализована и мы благополучно вылетели по маршруту Нью-Йорк – Детройт. Во время долгого перелета я вспомнил свой первый полет в США в марте 1991 года. Тогда это была ни к чему не обязывающая прогулка за океан с элементами приключения и легкого пофигизма. Мне хотелось повидаться с мамой и семьей сестры после нашей двухлетней разлуки, и узнать, как они живут в далекой Америке. Это был мой первый выезд за границу – спасибо перестройке Горбачева! До того у меня не было никакой возможности побывать даже в наших дружеских странах-сателлитах. Однажды, уже в годы перестройки, мне намекнули о предполагаемой командировке в Индию в связи с интересом их института к моей научной тематике. Но мои начальники не упустили случай самим побывать в этой интересной стране. Мне же предоставили возможность в очередной раз отправиться в нашу родную Сибирь за выбиванием договоров.  

Тот первый перелет в Америку сопровождался приятным приключением. Но вначале была проблема с приобретением билета. Причина вполне понятная – открыли границу, и у многих наших граждан возникло неистребимое желание вырваться в другой мир, хотябы и на время. Билет мне удалось пробить через знакомых тещи сына, которая была настоящей «королевой» бензоколонки.  

Приключения начались при плановой посадке нашего лайнера компании Аэрофлота в порту города Копенгагена. Мы, группа из 17 человек, должны были продолжить полет в Нью-Йорк на лайнере другой авиакомпании. Но тот самолет нас не дождался – мы прилетели с большим опозданием. Служба аэропорта вежливо предложила нам вернуться в Москву и дождаться счастливой возможности повторить попытку вылета в Нью-Йорк. Но наша группа, совершенно случайных людей, восстала, категорически заявив: «Возвращаться не хотим и не будем! » И на удивление мы своего добились. После непродолжительных, но настойчивых переговоров, нас за счет Аэрофлота отправили на такси в гостиницу, в ресторане покормили и разрешили совершить групповую прогулку по вечернему городу. Утром после плотного шведского завтрака вернули на такси в аэропорт. Все получилось в лучшем виде – мы чуть-чуть взглянули на Европу. Нам так понравился блеск «загнивающего» запада, что многие готовы были прекратить свой дальнейший полет и обосноваться навсегда в Дании. Но нас сопровождал угрюмый товарищ из спецслужб и поэтому подобные разговоры не могли иметь продолжение.  

Пока мы отдыхали и любовались европейским городом, служба аэропорта сообщила по телефону всем родственникам об опоздании нашего лайнера. В Нью-Йорке, аэропорту Кеннеди, меня встречали два члена семьи Михаила Дейч (брата мужа сестры) – его очень деловая жена Лера со старшим сыном. Приятное приключения в Копенгагене было смазано 10-ти часовым перелетом и таким же долгим переездом на автомобиле в Детройт. По пути родственники пытали меня вопросом: «Ну как, нравится тебе дорога, по которой мы едем? Можно ее сравнить с дорогами на Родине? » Из вежливости, а еще больше из-за усталости, я одобрительно отозвался о дороге, по которой мы ехали, сказав, что сравнивать не могу, так как не был автомобилистом и на дороги, по которым меня обычно возили троллейбусы или автобусы, внимания не обращал.  

Тогда я еще не думал, что США может стать страной моего проживания и поэтому ко всему, что видел и слышал, относился поверхностно, как обычный турист. Оценить все прелести этой страны смог много позже. Да я увидел, что условия жизни мамы, семьи сестры и особенно семьи Михаила несравненно лучше, чем было у них в Баку. Мои племянники Саша и Леня успешно окончили школу и имеют возможность продолжать учебу в колледже или университете без оплаты в силу низкого дохода семьи. Меня, конечно, огорчило, что доход семьи сестры был не велик, но мне объяснили, что в США главное иметь работу и тогда жить можно вполне сносно. Наверно поэтому некоторые эмигранты (и не только они) довольствуются малым, не стремятся дерзать. Неплохо были обеспечены наши пенсионеры, которые, приехав в страну после 65 лет, получили все социальные блага, несмотря на то, что ни дня не работали в этой стране. Ну, а те эмигранты, которые нашли работу по специальности, считали свою жизнь в Америке удачной. Таким был Михаила, который после двух трудных лет поиска и отчаяния, устроился в компанию «Крайслер» на должность инженера – конструктора и его большая семья зажила очень неплохо.  

За месяц пребывания в гостях я ничего не успел посмотреть. Мои «американцы» работали или учились и времени, чтобы катать меня по достопримечательностям у них не было. Они и сами немного успели посмотреть за прошедшие два года. Но в некоторых супермаркетах я побывал. Мне понравились эти торговые центры и обилие товара, но это меня не вдохновляло на серьезные покупки. Я купил лишь недорогие джинсы и кроссовки для своих ребят и некоторые мелочи в магазине «Все за доллар». Своих долларов у меня не было, а скромную сумму, которую мне подарила мама, надо было приберечь на будущее. И все же мне необходимо было привести домой какой-нибудь приличный подарок. Этим подарком должен был стать видеомагнитофон (дефицит тех лет в России). Купить это «счастье» можно было только в определенных магазинах Нью-Йорка. У меня такая возможность была.  

В Нью-Йорке жили двоюродный брат мамы дядя Яша с женой и семьи двух их дочерей. Они эмигрировали из Львова в конце 80-х. Дядя, зная, что я провожу отпуск у мамы, настойчиво просил меня навестить их по дороге домой. Я не мог отказаться от такого приглашения, тем более что мне тоже хотелось с ними повидаться. Он был рад нашей встрече и признался, что давно хотел со мной познакомиться. Оказалось, что он не помнил наших встреч во время моих командировок во Львов, несмотря на то, что я дважды гостил у них, обедал и даже ночевал. Меня это не удивило, так как жили мы в Союзе далеко друг от друга и связь не поддерживали. Да и возраст у дяди был вполне почтенный.  

Увидев с каким безразмерным тряпочным чемоданом, взятым в подвале у сестры, я собираюсь лететь домой, дядя решил мне помочь. Он вызвал свою старшую дочь, которая жила этажом выше, и приказал ей отдать мне свой недавно приобретенный чемодан. Затем, узнав, что мне нужен видеомагнитофон, послал младшую дочь за покупкой, правда, за мои деньжата. Наконец, после того как разошлись все родственники, которые прибыли на обед по случаю моего приезда, дядя взялся собственноручно укладывать мои вещи в новый чемодан. Я был удивлен, как ему удалось запихнуть в этот небольшой объем все мои вещи, включая видеомагнитофон. Еще больше было удивительно, как этот чемодан уцелел при транспортировке в аэропортах. Возможно, помогло уплотнение всякими тряпками, которыми меня снабдили мои «американцы».  

Находясь тогда в США, я не сильно напрягался, замечая преимущества жизни американцев. И только когда наш самолет приземлился в московском аэропорту, я зримо увидел сильнейший контраст. Убогость и отсталость страны Советов была очевидна во всем. Прилетевшие граждане очень долго ждали выгрузки чемоданов, мучились из-за отсутствия тележек, толкались в узких проходах и теряли много времени при таможенном досмотре. Милая женщина в спецформе при осмотре моего чемодана требовала уплатить налог за ввоз видеомагнитофона. Это было смешно на фоне привоза многими нашими товарищами неподъемных чемоданов, коробок и тюков. Ее придирка была ей нужна для того, чтобы выпросить у меня взятку в виде двух пар солнцезащитных очков. Я был рад, что так дешево отделался от возможной волокиты. Очки, которые ей так понравились, я купил в магазине «Все за доллар». Но еще большее убожество меня ожидало на выходе из аэропорта – толкотня у единственного выхода из вокзала, страшный смог, создаваемый автомобилями на малой площади и невозможность подъезда автомобилей для встречи прибывших. Мне и встречавшему меня сыну пришлось долго идти до стоянки автомобиля его товарища, который любезно согласился не только встретить меня, но и предоставить нам свою квартиру для ночлега. Разбитые и грязные дороги столицы, по которым мы ехали, меня уже не удивляли. Позже эти и многие другие сопоставления тоже повлияли на мое решение покинуть эту неуютную страну. Но все это было уже в прошлом. А сейчас предстояло жить в новой реальности.

| 285 | оценок нет 20:10 11.02.2017

Комментарии

Rita_aleshina01:38 14.01.2019
здесь был спам

Книги автора

Дорога к успеху в стране советской (1960-1992)
Автор: Muan
Повесть / Реализм
О преодолении различных дерзаний по жизни
Объем: 5.28 а.л.
22:42 09.01.2016 | 5 / 5 (голосов: 1)

Годы службы в армии советской
Автор: Muan
Повесть / Реализм
Повесть о службе в армии советской в период 1957 - 1960гг
Объем: 1.759 а.л.
20:25 19.12.2015 | оценок нет

Воспоминания юности далекой
Автор: Muan
Повесть / Реализм
Обыкновенная история простого бакинского парня в период 1937-1957гг.
Объем: 3.764 а.л.
20:22 19.12.2015 | оценок нет

Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.