43. Рукой подать
Выражение «рукой подать» означает, что нечто находится очень близко, совсем рядом, на небольшом расстоянии. Этот фразеологизм возник из простого наблюдения: если до чего-то можно дотянуться рукой, не сходя с места, значит, это действительно близко. Образное выражение подчеркивает легкость и быстроту, с которой можно достичь определенного места или получить что-либо.
В современном языке «рукой подать» используется не только для обозначения физической близости, но и для указания на легкость достижения какой-либо цели или решения задачи.
В славном городе Бельцы, что раскинулся в живописной Бессарабии, в году эдак 1750-м жил-был купец по имени Георгий (Жора) Васильевич Мокану. Слыл Георгий человеком видным, уважаемым, хотя славился он не столько несметными богатствами, сколько одной весьма забавной привычкой. А привычка эта заключалась в том, что Жора, сам того не замечая, имел склонность изрядно преувеличивать расстояния. Причем делал он это совершенно искренне, ничуть не желая кого-либо обмануть. Просто, видимо, так уж было устроено его восприятие мира.
Бывало, спросят его добрые люди, крестьяне, торговцы, да и просто любопытствующие, далеко ли, мол, до села Цаул, что славилось на всю округу своими дивными коврами ручной работы, такими яркими и красочными, что глаз не оторвать, а он в ответ только руками разведет, да головой покачает, сокрушенно вздыхая:
— Ох, господа хорошие, да что вы говорите! Да туда верст тридцать будет, никак не меньше! По таким дорогам, да на телеге тряской… Ох, и натрясетесь вы там, бедненькие! Да еще и жара, как назло. Нет, меньше чем дня три пути, никак не рассчитывайте, а то и все четыре, ежели повезет, — причитал Жора, а затем добавлял с хитрецой: — А лучше и вовсе не соваться, а купить ковер у меня, они хоть и турецкие, зато – вот, рукой подать, на лавке лежат, выбирай любой!
И это при том, что до Цаула было рукой подать – верст пять, не больше. Тихая, неспешная прогулка, особенно приятная в погожий летний денек, когда воздух напоен ароматом цветущих лип и трав. Но Жора, казалось, искренне верил в свои «тридцать верст», и спорить с ним было совершенно бесполезно.
Жена Жоры, Елена (Иляна) Петровна, женщина статная, видная, сметливая и остроумная, частенько посмеивалась над мужем, но без злобы, любя:
— Жорикэ, ну что ты все врешь, что ты все басни рассказываешь, право слово! Ты бы поосторожнее с этими своими историями про расстояния, а то ведь так и распугаешь всех покупателей, и никто больше к тебе в лавку и носа не покажет. Будем потом сидеть без гроша, одними баснями сыты.
Но Жора, как и все мужчины, лишь отмахивался от упреков жены, считая, что лучше знает, как вести дела:
— Ленуца, да что ты понимаешь в коммерции? Это все – тонкий расчет, маркетинговый ход, как сейчас говорят умные люди! Чем дальше кажется товар, тем он представляется в глазах покупателя более ценным, более труднодоступным, более желанным! Такова психология, душа человеческая! А маленькая ложь – это не порок, а, скорее, профессиональная хитрость, если хочешь, – небольшой секрет успешной торговли. Так что не учи отца детей!
Иляна лишь вздыхала в ответ, понимая, что переубедить Жору совершенно невозможно.
Однажды в Бельцы приехал купец из самой Одессы, Наум Соломонович Верстов. Прослышал Наум Соломонович о Жоре Мокану как о торговце винами отменными, да и сам давно хотел наладить поставки бессарабского вина в свою лавку. Пришел он к Жоре в гости и говорит, как человек прямой и честный:
— Шалом алейхем, Георгий Васильевич! Слышал я, вы винами молдавскими торгуете, да такими, что лучше и не сыскать во всем свете. Хотелось бы мне лично убедиться в этом, да и партию кое-какую прикупить, если товар окажется достойным. Далеко ли до ваших виноградников, чтобы, как говорится, воочию увидеть, как рождается это чудесное вино?
Жора, верный своей привычке, отвечает, ничуть не смущаясь:
— Ох, господин Верстов, далековато, что и говорить, далековато! Не буду скрывать, как на духу. Дня три на повозке трястись по горам как минимум! Дорога тяжелая, опасная, разбойники там всякие шалят… Но зато, когда доберетесь, такое вино увидите, что пальчики оближете! Это я вам гарантирую! Такого нигде больше не найдете!
Наум Соломонович вздохнул и с сомнением покачал головой:
— Далековато… Что ж, даже не знаю… Может, поискать кого-нибудь поближе, чтобы рукой подать, а?
В этот самый момент в комнату вошла Иляна с подносом, на котором лежали свежеиспечённые плацинды с брынзой и кувшин домашнего вина. Услышав последние слова мужа, она не выдержала и вмешалась в разговор:
— Какие три дня, Жорикэ, что ты такое говоришь? Ты, наверное, опять что-то перепутал! До наших виноградников рукой подать, они сразу за околицей начинаются! Прогуляетесь неспешным шагом — и вот они, перед вами, как на ладони! Там и попробуете вина, сколько душе угодно, выберете то, что вам по вкусу, а Жора сделает вам скидку за враньё.
Жора покраснел как рак, а Наум Соломонович удивлённо спросил:
— Это как — рукой подать? Простите, я что-то совсем запутался…
— А вот так! — ответила Иляна, хитро улыбаясь. — Мой муж, Георгий Васильевич, человек, в общем-то, хороший, честный, только немного… как бы это помягче сказать… немного фантазёр. Любит приврать для красного словца, приукрасить действительность добавить красок. Но вы не обращайте внимания, он у нас такой, артистичный! На самом деле до наших виноградников и правда рукой подать. Сейчас мы с вами сядем в коляску, и через десять минут будем на месте, сами убедитесь!
Верстов рассмеялся и сказал:
— Ну и дела! Хотел обмануть, да напоролся на правду! И ведь как убедительно врал, глазом не моргнул! А знаете ли вы, кстати, откуда пошло выражение «рукой подать»?
Иляна пожала плечами, а Наум Соломонович, отставив в сторону недопитый стакан вина, рассказал им историю о соседской взаимопомощи, о том, как в былые времена в небольших поселениях люди жили дружно, поддерживали друг друга, и если кому-то нужна была помощь, достаточно было просто протянуть руку — и сосед всегда оказывался рядом. Так и повелось говорить «рукой подать» о том, что близко, доступно, легко достижимо.
Жора слушал эту историю, и ему становилось всё более и более стыдно. Наконец он не выдержал и сказал:
— Простите меня, господин Верстов, право слово, я не хотел вас обмануть! Просто у меня такая дурацкая привычка преувеличивать расстояния. Обещаю вам, что впредь буду честен и правдив, как святой Георгий! Поехали на мои виноградники, они и вправду совсем рядом.
И они поехали. В тот же день Наум Соломонович купил у Жоры большую партию вина и стал его постоянным клиентом.
А Жора Мокану с тех пор, как отрезало, перестал обманывать людей и начал ценить правду и честность. А фразу «рукой подать» он использовал только в прямом значении, каждый раз вспоминая этот поучительный случай.
И дела у него, как ни странно, пошли в гору! Потому что, как говорят мудрые люди: «У лжи короткие ноги», а правда всегда рядом, рукой подать.
С тех пор, когда в Бельцах слышали фразу «рукой подать», все сразу вспоминали забавную историю о купце Жоре Мокану, его находчивой жене Иляне и приехавшем из Одессы купце Науме Соломоновиче, который научил всех ценить правду и честность. И помнили, что настоящее богатство — это не деньги и товары, а доброе имя и хорошие отношения с людьми. Ведь доброе слово и искренний поступок всегда находятся совсем рядом — рукой подать.
44. Семь пятниц на неделе
Выражение «семь пятниц на неделе» используется для характеристики человека, который часто меняет свои решения, мнения или обещания. Фразеологизм связан с тем, что пятница традиционно считалась торговым днём, когда заключались сделки и давались обещания. Недобросовестные торговцы могли менять условия договора каждую пятницу, откладывая выполнение обязательств.
Со временем это выражение стало означать непостоянство и ненадёжность человека, который не держит своего слова и постоянно меняет планы, как будто в его неделе не одна, а целых семь пятниц.
В начале 1960-х годов в небольшом израильском городке Нетания, уютно расположившемся на берегу Средиземного моря, жил-был портной по имени Хаим Гольдберг. Хаим славился не столько своим портняжным мастерством (хотя костюмы он шил отменные), сколько удивительной способностью менять свои решения по сто раз на дню.
Бывало, придёт к нему клиент в понедельник, закажет костюм к субботе, а Хаим и говорит:
— Ой, что вы! К пятнице будет готово, даже раньше! — заверял он с энтузиазмом.
Но уже во вторник Хаим звонит клиенту:
— Знаете, я тут подумал, давайте лучше к следующей неделе. Ткани нужной не завезли, — оправдывался он, почесывая затылок.
В среду Хаим снова меняет решение:
— Знаете что? Приходите в четверг, я, пожалуй, успею! — восклицал он с новым приливом энтузиазма.
И так каждый день, до самой пятницы. Жена Хаима, Сара, только головой качала:
— Хаим, у тебя что, семь пятниц на неделе? Ты же знаешь, что пятница — священный день, начало Шаббата. Как ты можешь так относиться к своим обещаниям? — упрекала она мужа.
А Хаим только отмахивался:
— Сарачка, в нашем деле гибкость — главное качество. Сегодня одно, завтра другое. Жизнь — она такая! — философствовал он, не замечая, как раздражает клиентов своей непостоянностью.
И вот однажды в лавку Хаима зашёл важный господин, представитель крупной текстильной компании из Тель-Авива.
— Здравствуйте, уважаемый, — сказал он. — Я наслышан о вашем мастерстве. Нам нужно сшить партию костюмов для нашего руководства. Вы сможете взяться за заказ?
У Хаима аж глаза загорелись от такого предложения.
— Конечно, конечно! — воскликнул он. — К какому сроку нужно уложиться?
— Через месяц, — ответил господин. — Успеете?
— Ой, что вы! — отмахнулся Хаим. — Через три недели всё будет готово!
Господин удивленно поднял брови:
— Вы уверены? Не хотелось бы торопиться в ущерб качеству.
— Абсолютно уверен! — заверил его Хаим. — Даже раньше, вот увидите!
Довольный господин ушёл, а Хаим принялся за работу. Но не прошло и недели, как он начал сомневаться.
— Сара, — сказал он жене, — я тут подумал, может, не стоит торопиться? Давай я позвоню им и скажу, что всё-таки сделаю через месяц, как они изначально хотели?
Сара всплеснула руками:
— Хаим, ты опять за своё? У тебя что, семь пятниц на неделе?
— При чем тут пятницы? — удивился Хаим. — Я просто хочу сделать все качественно.
— Эх, Хаим, Хаим, — вздохнула Сара. — Ты знаешь, откуда пошло это выражение?
Хаим пожал плечами, и Сара начала рассказывать:
— В старину пятница была базарным днём. Люди заключали сделки, давали обещания. Но некоторые недобросовестные торговцы каждую пятницу меняли условия договора, как будто у них было семь пятниц на неделе. Поэтому о тех, кто не держит слова, говорят, что у них семь пятниц на неделе.
Хаим задумался:
— Но ведь пятница — это священный день, начало Шаббата. Как можно было использовать его для обмана?
— Вот именно! — воскликнула Сара. — Тем более стыдно нарушать обещания, данные в такой день. А ты постоянно меняешь свои решения, не думая о последствиях.
Хаим почесал затылок:
— Знаешь, Сара, а ведь ты права. Нехорошо быть таким непостоянным. Обещал сделать раньше — значит, нужно сделать.
И Хаим с удвоенной энергией взялся за работу. Он трудился день и ночь, даже в пятницу работал до самого захода солнца, успевая лишь в последний момент подготовиться к Шаббату.
Через три недели, как и обещал, Хаим закончил заказ. Костюмы получились просто загляденье! Когда представитель компании пришёл забирать заказ, он был поражён качеством работы.
— Удивительно! — воскликнул он. — Вы не только уложились в срок, но и выполнили работу на высшем уровне. Знаете, у нас есть поговорка о людях, которые постоянно меняют свои решения, — говорят, что у них семь пятниц на неделе. Но вы, господин Гольдберг, доказали, что умеете держать слово.
Хаим скромно улыбнулся:
— Знаете, я понял одну важную вещь. Пятница — это не просто день недели, это символ ответственности и верности своему слову. И если уж дал обещание, нужно его выполнять, даже если придётся работать все семь дней недели.
С тех пор дела Хаима, пошли в гору. Он стал известен не только как отличный портной, но и как человек слова. А выражение «семь пятниц на неделе» он использовал только как напоминание о том, каким не нужно быть.
Говорят, что даже раввин местной синагоги, узнав эту историю, сказал:
— Помните, друзья мои, что каждая пятница — это не только начало Шаббата, но и проверка нашей честности и надёжности. Пусть у вас будет только одна пятница в неделю, но такая, которой вы сможете гордиться.
Так Хаим Гольдберг не только изменил свою жизнь, но и помог многим людям понять истинную ценность обещаний и ответственности. А в Нетании с тех пор говорят: «Будь как Хаим Гольдберг — держи слово крепче, чем иголку! »
И каждую пятницу, готовясь к Шаббату, Хаим с особым чувством зажигал свечи, вспоминая, как этот день помог ему стать лучше. А Сара, глядя на мужа, только улыбалась, радуясь, что у её Хаима теперь только одна, но самая важная пятница в неделю.
2025 г.
Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.