В 1888 году был утвержден проект расширения Проскурова, согласно которому несколько выше хутора Дубово и ближе к городу военному ведомству предоставили 18 десятин и 10 соток земли для строительства военного городка для 35- драгунского Белгородского полка и одну десятину 2390 соток земли для военного госпиталя.
Строительство вела специальная «Войсковая строительнохозяйская комиссия по опытной постройке Проскурово казарм». Эта комиссия располагала не только техниками и рабочей силой, но даже временным кирпичным заводом в том же пригороде Дубово. В сентябре 1889 г. в Проскуров начали прибывать подразделения полка. Военный городок был полностью не достроенным, в городе разместился только штаб и тыловые подразделения, а эскадроны кавалерии расквартировались в шести пригородных селах – Малиничи, Ружичанка, Карповцы, Копистин, Шумовцы, Перегонка.
Вводил полк в Проскуров полковник барон фон-Корф – известный военный, представитель известной аристократической фамилии. Первая очередь строительства комплекса военного городка завершилась в ноябре 1890 года, что позволило всем эскадронам Белгородского полка разместиться в Проскурове. С того времени бывший крохотный хутор Дубовой было уже не узнать, да и называть его стали уже – пригород Дубово. От военного городка до железнодорожного переезда, именовавшегося Почтовым, проложили первую дубовскую улицу, которая получила название Белгородская (ныне Казацкая). К истории микрорайона начала 20 века можно добавить немало интересных фактов. Вот только один из них – в 1910 году именно в Дубове был построен первый в городе централизованный питьевой водопровод, который состоял из двух скважин и насосной станции и обеспечивал потребности военных кавалеристов Белгородского полка.
В самом же городе Проскуровы водопровод появился гораздо позже – в 1929 году. Во время пребывания в Дубовом Белгородским полком командовали известные военачальники царской армии: в 1893-1899 годах командиром полка был М. Папа-Афанасопуло, в 1899-1901 – Е. Гернгросс, в 1901-1904 – Г. Зандер, в 1999 году В. Хитрово, в 1908-1913 – В. Франковский.
Также, отметим, что в Проскурове в полку служило немало известных военных: Архип Петровский (в 1889–1909) – вахмистр, ветеран полка, ставший прообразом для фигуры унтер-офицера серии оловянных солдатиков 1886 года; Александр Казаков (в 1908–1914) – летчик, лучший пилот-истребитель Первой мировой войны; Николай Шинкаренко (в 1911-1914) – генерал-майор, известный в диаспоре писатель и литературовед (литературный псевдоним – Николай Белогорский) и многие другие.
18 января 1890 года
Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны поверенный Житомирского купца ИОСИФА ХАЙМОВИЧА ХОЛОДЕНКО мещанин ИЦКО ЛЕЙБОВИЧ АЙЗЕНБЕРГ, а с другой стороны мещане заключили настоящий договор в следующем:
1. Мы, поименованные мещане и крестьяне нанялись к купцу ИОСИФУ ХАЙМОВИЧУ ХОЛОДЕНКО для производства всякого рода каменных построек в городе Проскуров Подольской Губернии или же в других местах, где хозяину понадобится постройки. Мы все рабочие должны прибыть на свои средства в город Киев, все дальнейшие путевые расходы относятся на счет хозяина, при чем в Проскуров мы должны явиться к седьмому апреля сего тысяча восемьсот девяностого года и производить работы до первого ноября сего года.
2. Мы, нанимающиеся по прибытию на место должны немедленно приступить к работе и таковую производить ежедневно с утра и оканчиваться с закатом солнца. В продолжении дня утром нам рабочим дается полчаса, а днем для обеда с отдыхом два часа, при чем отдых полагается только по первое сентября, а все остальное время мы, нанимающиеся, должны производить работу по распоряжению хозяина или его приказчиков, вести себя честно и трезво, не допускать прогулов.
3. В противном случае за каждый прогульный день уплачивается хозяину постройки два рубля, а за полсутки один рубль, в случае болезни за все время его болезни делается вычет из следуемых к получению денег за каждый не рабочий день.
4. В случае побега кого либо из нас рабочих, не явке на работу вообще, виновный рабочий платит неустойку за каждый рабочий день по два рубля серебром.
5. В продолжение времени хозяин не имеет право принуждать нас работать по воскресным дням и праздничным дням: 23 апреля, 24 и 29 июня, 20 июля, 1, 6, 15, 18 и 19 августа, 11 и 26 сентября, и 1 октября, а также мещане 26 октября.
6. Во все время наниматель ХОЛОДЕНКО обязан давать полное содержание рабочим ночлег и квартиру, провизия должна быть хорошего качества и в достаточном количестве. На каждого рабочего в день должно быть по одному фунту мяса и на шесть человек выдавать по 2 фунта сала, а в постные дни алею на шесть человек в день по одному фунту и рыбы вместо сала. Кроме того хозяин должен отпускать в достаточном количестве крупу, пшено, хлеб и соль, как это полагается для рабочего люда. Обед должен приготовляться кухарем нанимаемым хозяином. Кроме того хозяин должен давать в течение четырех месяцев и квас, но ежели бы в течение нескольких дней не будет возможным приготовление квасу то рабочие не имеют право претендовать на таковой. Завтраки с первого октября должны быть до света и выхода на работы.
7. Так как рабочими забираются деньги по частям, то во избежание недоразумений, хозяин должен выдать каждому из нас рабочих расчетную книжку в которую будут вноситься все полученные деньги, в случае утраты таковой расчет должне производиться по записной книге хозяина.
8. В случае увольнения рабочих ранее октября за месяц или более, то за не доработанное время хозяин уплатит рабочим половину следуемых денег, а если увольнение последует после настоящего октября то деньги уплачиваются полностью согласно сего договора.
9. В случае не исполнения хозяином ХОЛОДЕНКО чего либо из сего договора нанимающиеся должны выбрать из своей среды уполномоченного для защиты перед подрядчиком своих интересов, но бросить и не производить работы самовольно ни под каким видом права не имеют.
10. Паспорта должны находиться у хозяина ХОЛОДЕНКО до окончания работ.
11. В случае возникновения каких либо дел возникающих из сего договора по таковым должны разрешаться после исполнения сего договора в Проскурове.
12. За таковую работу ХОЛОДЕНКО должен уплатить подписавшим сей договор по сто двадцать рублей с вычетом из таковых за разного вида нарушения, каковые уплачиваются следующим порядком: одну треть всей оговоренной суммсы мы, нанимающиеся получаем сразу после подписи сего договора, вторую треть ХОЛОДЕНКО уплачивает двадцать девятого июля, и третья часть уплачивается при окончательном расчете. Кроме сего в рабочую книжку вписывается число рабочих полных дней и число прогулов и рабочая книжка служит доказательством оных.
14. 19 августа рабочим полагается и полдник на месте не более получаса. Перед празниками работы заканчиваются на час раньше.
15. Путь от Проскурова до какого либо места или до Киева относится на счет хозяина.
16. Дозор должен быть исполнен сторонним священнослужителем.
(Далее подписи всех нанимаемых)
29 мая 1890 года
Войсковая Строительная Комиссия по опытной постройке в городе Проскурове казарм для 35 драгунского Белгородского полка
30 мая 1890 года
Проскуровский Уездный Исправник Госполину Мировому Судье 1-го участка Проскуровского округа
По контракту заключенному 19 января 1890 года явленному у Гомельского Нотариуса ТЕРЛЕЦКОГО, сорок семь человек рабочих договорились с поверенным купца ИОСИФА ХОЛОДЕНКО, мещ. ИЦКОМ АЙЗЕНБЕРГОМ, производить каменные работы где им будет приказано. Согласно этому договору означенным рабочим поручена работа на строющихся казармах в городе Проскуров, где они и исполняли некоторое время принятые по договору обязанности, а затем 28 мая сего года сделали между собою стачку, прекратили совершенно работу и требуют повышения платы вопреки заключенному договору.
Главным руководителями и зачинщиками произведенного возмущения рабочих по моему расследованию оказались ИВАН КУШНИРЕВ, ЕФРЕМ КОЖЕМЯКИН, АНДРЕЙ ОСИПЕНКОВ, ИВАН БЕРЛИН, ФОМА ХАРЖЕВСКИЙ, ПАВЕЛ АФОННИКОВ.
Сообщая об этом имею честь покорнейше просить Ваше Высокородие о привлечении вышеперечисленных рабочих как главных виновников возбуждения рабочих к неповиновению хозяину и нарушению договора. на основании 1358 ст. Улож. о Наказ. и Положении о найме на сельские работы Высочайше утвержденным 12 июня 1886 года.
Уездный исправник
30 мая 1890 года
Мирового Судьи 1-го Участка Проскуровского Уезда
По Указу Его Императорского Величества, Я Мировой Судья 1 участка Проскуровского Судебно – Мирового Округа, разбирал в открытом заседании уголовного дела по обвинению ИВАНА КУШНИРЕВА, ИВАНА БЕРЛИНА, ФОМУ ХАРЖЕВСКОГО, ПАВЛА АФОННИКОВА и ЛУКУ БЫКОВА по 1358 ст. Улож. о наказ.
Разсмотрев настоящее дело Мировой Судья нашел, что вышеназванные привлекаются Полицией к ответственности за то, что работая на строющихся в городе Проскурове казармах, устроили между собою стачку и перестали работать. На суде во время разбора дела обвиняемые заявили, что работу прекратили и не возобновлят ее до тех пор, пока подрядчик не даст им для работы подносчиков и впредь по 25 рублей каждому.
Из представленного к делу контракта видно, что означенные требования рабочих тем документом не предусмотрено. Имея затем в виду, что виновность обвиняемых в стачке доказывается, как Протоколом Полиции, так и признанием самими обвиняемые, что они прекратили работы чтобы добиться подбавки и льгот не предусмотренных договором, Мировой Судья признал их виновными по 1358 ст. Улож. о Наказ. и на основании 119 ст. уст. улож. суд. Приговорил:
подвергнуть ИВАНА КУШНИРЕВА, ИВАНА БЕРЛИНА, ФОМУ ХАРЖЕВСКОГО, ПАВЛА АФОННИКОВА и ЛУКУ БЫКОВА аресту на 15 дней каждого. Приговор не окончательный.
Мировой Судья
3 июня 1890 года
В Съезд г. г. Судей Проскуровского Общества
Мещан г. Проскурова ИВАНА КУШНИРЕВА, ЕФРЕМА КОЖЕМЯКИНА, АНДРЕЯ ОСИПЕНКОВА, крестьян ИВАНА БЕРЛИНА, ФОМЫ ХАРЖЕВСКОГО, ПАВЛА АФОННИКОВА и ЛУКИ БЫКОВА
Аппеляционная жалоба
Решением г. Мирового Судьи 1-го Участка Проскуровского Округа от 30 мая с. г. мы приговорены к 15-ти дневному аресту за нарушение нами будто бы 1358 ст. Улож. о наказ., т. е. в стачке.
Находя приговор г. Мирового Судьи не правильным, и для нас крайне обидным и не законным представляем суду следующее:
1. Шесть человек из нас, исключая мещанина ЕФРЕМА КОЖЕМЯКИНА договорились работать на казармах с тем, чтобы нас подрядчик кормил и в день должен был дать по 1 ф. мясахорошего качества, но подрядчик АЙЗЕНБЕРГ не только, что давал мясо не хорошего качества, но не давал никакого. Затем не давал нам положенных два часа отдыха положенных договором. Одним словом пункты договора были им нарушены протяжением 2-х месяцев. И как подрядчик все продолжал нарушать договор, мы не только 7 человек, но числом 70 человек подали г. Мировому Судье прошение об уничтожении договора и возврате наших паспортов., но что мы отлучались как выборные артелью для ведения дела, потому составили на нас протокол обвиняя нас в стачке, не совсем на то, что мы всех просили и Полдиции заявили о том что наш договор нарушен.
2. Г. Мировой Судья приговорил мещанина ЕФРЕМА КОЖЕМЯКИНА к 15-ти дневному аресту за стачку, не обратив внимания, на то, что КОЖЕМЯКИН вовсе не договаривался по контракту работать, почему и не мог обвиняться в стачке.
3. Если бы даже по какому либо мнению деяние это признано было стачкою, то все таки не подлежало разбору Миров. Судебн. учреждения.
На основании изложенного имею честь покорнейше просить Съезд г. г. Мировых Судей Проскуровского Округа приговор Мирового Судьи от 30 мая отменить и нас по суду оправдать.
(Подписи)
27 июля 1890 года
МЮ Мировой Судья 1-го участка Проскуровского Судебного Округа Г. Надзирателю 1 части города Проскурова
Согласно постановлению моему от 30 мая с. г. имею честь просить Вас, Милостивый Государь, отобрать от ИЦКА АЙЗЕНБЕРГА паспорта рабочих: ИВАНА КУШНИРЕВА, ЕФРЕМА КОЖЕМЯКИНА, АНДРЕЯ ОСИПЕНКОВА, ИВАНА БЕРЛИНА, ФОМЫ ХАРЖЕВСКОГО, ПАВЛА АФОННИКОВА и ЛУКИ БЫКОВА, которые передать в Проскуровское Уездное Полицейское управление на хранение до исполнения над ними приговора.
Мировой Судья
25 сентября 1891 года
Судебный Следователь Каменец – Подольского Окружного Суда 1- го участка проскуровского Уезда ШТЕНГЕЛЬ допрашивал нижепоименованных в качестве свидетелей:
1. АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ФРАНК – ЦИГЛЕР, 49 лет, подполковник, грамотен, служу в 34 Стародубивском драгунском полку, состою членом Войсковой Строительно – хозяйственной комиссии по постройке в городе Проскурове казарм.
В мае месяце прошлого года я временно состоял председателем этой комиссии. Насколько припоминаю поверенный подрядчик ХОЛОДЕНКО ИЦКО АЙЗЕНБЕРГ предложил работникам по 7 рублей каждому в месяц, на что работники после некоторых колебаний и согласились.
Не смотря на это работники на другой день работники так и не вышли и потребовали у АЙЗЕНБЕРГА выдачи им вперед, каждому, из числа следуемых им денег по 25 рублей, а также удаления неугодного им приказчика надсматривающего за ихними работами. АЙЗЕНБЕРГ этих требований работников вовсе не уважил, в следствие чего они и не вышли на работу на второй и третий день. В конце третьего дня АЙЗЕНБЕРГ заявил об этом мне, и объявил что если работники не выйдут на работу и на следующий день, то он не выдаст им денег на продовольствие, о чем им и было объявлено.
Признавая что от невыдачи работникам на четвертый день продовольственных денег могут произойти со стороны их безпорядки, я обратился к Проскуровскому Уездному Исправнику за содействием, имеющимся у меня отзывом – в следствие которого Исправник возбудил преследование против КУШНИРЕВА и других. На четвертый день Мировой Судья разобрав настоящее дело и присудил зачинщиков этих безпорядков к двум неделям ареста. Следствием чего было то, что рабочие все вышли на работу и продолжили добросовестно исполнять свою работу до осени, т. е. до окончания работ.
Приговоренный к аресту рабочие признали свою вину и стали просить прощения. Им было объявлено, что если они не довольны приговором Мирового Судьи, то могут его в аппеляционном порядке обжаловать, что ими и было исполнено. В заключение могу сказать, что работники своей забастовкой вовсе не предовали от АЙЗЕНБЕРГА увеличения всоей платы а хотели чтобы подрядчик им выдал до срока вперед по 25 рублей каждому в счет положенной им платы 29 июня.
То деньги они хотели отправить нуждающимся своим семействам. По данному делу я больше показать ничего не могу.
Подполковник ФРАНК – ЦИГЛЕР
Дело было прекращено за недоказанностью состава преступления.
Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.