2 июня 1898 года
Протокол
Каменец Подольский Судебный Следователь по важнейшим делам округа Каменец Подольского Окружного Суда, по делу о поджоге писчебумажного магазина бывшего ШПИЗМАНА ныне под фирмою БЕРЛИНБЕРГА в присутствии Товарища Прокурора ТЛУСТОВСКОГО, Пристава 1 уч. гр. Каменец Подольска и поименованных мещан ИЦКА МОШКОВИЧА РОЙНМАНА, живущего во 2-й части города Каменца Подольска дом ШПИЛЬБЕРГА и ЗЕЙВЕЛЯ ИОВЕЛЕВИЧА ГИТЛЕРА живущего в 1-й части города Каменца Подольского дом ФРАЙБЕРГА, производили дополнительный осмотр лавки и двора в которых помещаются писчебумажный магазин и склады товаров БЕРЛИНБЕРГА. и по осмотру оказалось:
в магазин со стороны Почтовой улицы ведет один вход через наружние деревянные двери и внутренние стеклянные сверху до половины на окне магазина, выходящем на Почтовую улицу и имеющим со стороны улицы ставни. Как наружние двери, так и ставни на окне выходящем на Почтовую улицу запираются наружними железными штабами на железные шпили и висячие замки, а стеклянные двери запираются внутренним замком ключи от которого оказались в замке изнутри.
Над дверями магазина выходящими на Почтовую улицу имеется узкое продолговатое окно вделанное наглухо в лудку, ставни этого не имеют. Во всю ширину этого окна над входными дверьми имеются внутри магазина полки почти совсем заставленные пачками бумаги. На окне магазина выходящем во двор находится железная решетка и плотная наружняя деревянная ставня которая запирается шайбой и пробоем. Из магазина ведет во двор один вход через первые наполовину стеклянные двери, которые не имеют никакого запора и вторых наружних плотных деревянных дверей запирающихся изнутри небольшим внутренним и висячим замком.
К обеим половинкам этих дверей магазина в длину от порога дверей с улицы до коридора дверей во дворе 14 1/4 аршин и в ширину от стены и до склада. Во дворе при магазине справа от входных дверей если стоять к ним спиной, на разстоянии трех аршин от шипки магазина находится деревянный и с деревянною крышею склад длиною во дворе 5 аршин и ш ириною в около 3 аршин.
На разстоянии двух аршин от задней стены первого склада во всю ширину двора находится второй склад шириной 4 аршина 10 вершков и длиною 8 1/2 аршин внутрь двора. Задняя стенка второго склада каменная и на ней утверждена на высоте второго этажа деревянная стенка сарая ВАЛЬБОЙМА. Двор при магазине покат по направлению от магазина ко второму складу и вход из него только в магазин с лавкой БЕРЛИНБЕРГА и первым складом, а также под пим и за выходом во двор при магазине окна ресторана "Сан Ремо" в котором постоянно ночую люди. Непосредственно возле дверей из лавки во двор на высоте первого этажа во двор при магазине выходят два окна квартиры ГЛЕМБИЦКОГО и на высоте второго этажа три окна квартиры РУБИНШТЕЙНА.
Стена в которой проделаны эти окна и стена ресторана "Сан Ремо" каменная. Шкаф за стойкой, в нижнем отделении которого при осмотре 11 мая была найдена коробка спичек с обгорелыми концами при осмотре его оказался поврежденный огнем, а именно снаружи и в нем еще оказалось коробка от чая, крышка на которой оказалась сильно поврежденной от проникшего внутрь во время пожара жара. Ящики от столика стоявшего у входа в магазин с Почтовой улицы также внутри закопчены дымом.
По распоряжению Судебного Следователя фотографом КОДЕШОМ сняты фотографические картинки с фасада и с магазина и с самой лавки из нутри.
И. д. Судебного Следователя Л. Белявский
4 июня 1898 года
Протокол
Судебный следователь по важнейшим делам округа Каменец Подольского Окружного Суда допрашивал нижепоименованную в качестве обвиняемой и она показала следующее6
РЕВВЕКА АЛТЕРОВНА ДАВИДОВНА ШПИЗМАН, рожденная БЕРЛИНБЕРГ, 20 лет, рождена г. Каменец Подольский, место приписки г. Ямполь, постоянное жительство г. каменец Подольский, 1-я часть, д. ФРИДЕ, рождения законного, мещанка, еврейка, религия иудейская, грамотная, замужем, детей не имеет, ремесло торговля, недвижимости не имеет.
Я не признаю себя виновной в том что 9 мая я с целью получения страховой премии или какой то выгоды совершила поджог принадлежащего мне и моему мужу ИРШУ ШПИЗМАНУ товара, помещавшегося в писчебумажном магазине в доме ВАЙНБАУМА, находившегося по близости других обитаемых зданий. В оправдание свое я могу сказать следующее: магазин писчебумажный в д. ВАЙНБАУМА принадлежит не мне и моему мужу, а моему отцу БЕРЛИНБЕРГУ. Около трех лет тому назад я и мой муж возвратились из города Одессы потеряв там все мое приданое в неудачных предприятиях.
Тогда мой отец дал моему мужу несколько тысяч рублей на открытие магазина который и был открыт на имя моего мужа. Дела магазина шли плохо. Отец еще прибавил для поправления дел несколько тысяч рублей, но видя что дела не улучшаются, взял магазин на свое имя. Это было в прошлом году. В этом году кредиторы мужа начали предъявлять к нему иски, и под влиянием наших врагов – торговцев бумагой отказали нам в отсрочке и требовали, чтобы мой муж был обязан подпиской о невыезда и посажен в тюремный замок.
Тогда мой муж скрылся из Каменца. Это было шесть недель тому назад. За два дня до пожара, в четверг мой муж вернулся и привез с собой документы, коими его отец переуступил ему свой дом в г. Ямполь с целью избежать задержания в тюрьме за долги. Однако мой муж в доме отца моего не показывался, так как они были не в ладах, тем не менее муж ходил советываться к бывшему члену Суда ВОСКРЕСЕНСКОМУ и адвокату ШАТУНОВСКОМУ.
Утром в субботу 9 мая я свтала с постели, как и обыкновенно, около 8-ми часов утра. Мать просила принести ей из лавки оставленное мною там письмо. Я пошла за своим Приказчиком БАКАЛЕЙНИКОМ который умел отпирать секретный замок висевший на дверях лавки моего отца. БАКАЛЕЙНИКА я не застала дома, но он скоро пришел. Тогда я с ним пошла в лавку, взяла письмо и ушла закрыв опять лавку. Накануне я закрыла лавку при заходе солнца, не зажигая лампу и заперев двери и окна магазина как выходящие во двор, так и с улицы.
Вечером мне дали знать что магазин горит. Как и почему произошел пожар я не знаю. Разве может бумага гореть с утра до вечера? В течение субботы 9 мая я была в магазине только в 9 часов утра. Недели три тому назад мой отец заплатил в транспортной конторе ШИХТМАНА 470 рублей за присланную ему бумагу. Более ничего в свое оправдание сказать не могу.
РЕВВЕКА ШПИЗМАН
В Каменецкий Окружной Суд содержащейся в Каменец – Подольском Тюремном замке РИВКИ ШПИЗМАН (урожденной БЕРЛИНБЕРГ)
Частная жалоба
Постановление г. Судебного Следователя по Особо важным делам, коим принял меры для воспрепятствования уклоняться от следствия безусловно содержать меня под стражею нахожу неправильным по следующим основаниям.
По точному смыслу 421 ст. уст. уг. суд. Судебный Следователь при избрании меры к пресечению обвиняемому уклоняться от следствия должен принимать в соображение не только строгость угрожающего ему наказания но такую и сим представляющихся против него улик возможность скрыть следы преступления, состояние здоровья, пол и т. д.
Из смысла этой статьи видно, что Судебный Следователь при оценке всех указанных в нем обстоятельств поставила в положение Судьи не зависимо указанных законов внешних условий, руководствоваться данными добытыми судебным следствием.
Данные эти должны быть согласны с обстоятельством самого дела, так как в уголовных делах признание обвиняемого не согласное с обстоятельствами дела не может иметь значение, тем более косвенные данные вытекающие от лиц темного свойства. При таких условиях г. Судебный Следователь без сомнений должен был руководствоваться при оценке улик общими юридическими основаниями для соблюдения силы доказательств, что и не трудно было. Стоит только обратиться к обстоятельствам настоящего дела и остановиться на том: какая цел была бы достигнута и какую пользу и выгоду я могла бы добиться при совершении преступления даже при самом благоприятном исходе ее?
Из данных которые имеются в деле видно, что магазин с товаром принадлежащим отцу моему АЛТЕРУ БЕРЛИНБЕРГУ и хотя кредиторы моего мужа должны были приступить к описи магазина, но г. Судебный Следователь им отказал. Обращаясь к материальной выгоде отца то опять таки из дела видно что товар в магазине был на сумму более семи тысяч рублей, а застрахован в сумме 3 000 рублей. Спрашивается что за сим была совершить такое гнусное и вместе с ним безсмысленное преступление.
Кроме указанного обстоятельства я смею просить Суд обратить внимание и на следующее обстоятельство: задержание обвиняемых принадлежащими к важнейшим мерам уголовного судопроизводства от взятия под стражу, хотя бы и на самое короткое время не только страдает свобода и честь задержанного но как в данном случае и благосостояние постраждалых семейств а равно и моя жизнь, так как мое здоровье как слабое не может этого выдержать и все это ставит в зависимость от моего несчастного положения.
И я должна допустить, что мера пресечения не должна быть самая последняя, а могла ограничиться и избрать одну из мер указанных в первых 4-х пунктах 416 ст. уст. уг. суд.
На основании изложенного имею честь покорнейше просить Окружной Суд определение г. Судебного Следователя отменить и назначить мне меру пресечения поручительство при залоге по усмотрению Суда.
РИВКА ШПИЗМАН
Справка: Прибывшая 4 июля 1898 года в Каменецкую Тюрьму обвиняемая в поджоге РЫВКА (РЫВСККА) ШПИЗМАН числится за Судебным Следователем по Важнейшим Делам с 4 сего июня. Частная жалоба подана в Тюремную канцелярию.
м. п. Начальник Каменецкой тюрьмы
6 июня 1898 года
В городе Каменец Подольск Судебный Следователь по важнейшим делам Округа Каменец – Подольского Окружного Суда допрашивал нижепоименованных в качестве свидетелей:
ЛЕОНТИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛОЗИНСКИЙ, мещанин г. Каменец, место жительства во дворе пожарного обоза, 29 лет, православный.
Я служу пожарным в Каменец Подольской городской Пожарной команде. 9 мая в начале 10-го часа вечера я в числе других пожарных приехал на пожар магазина ШПИЗМАНА на почтовой улице. Мы нашли двери магазина на улицу отпертыми и оттуда било вверх пламя с дымом. Было ли отворено окно из магазина на улицу я не помню. Товарищи мои начали лить воду в магазин через двери и я полез на соседнюю крышу и оттуда перебрался на крышу горящего магазина. Я взломал лежащую на крыше гонту и выпустив из под крыши дым увидел, что крыша и чердак огнем не повреждены.
После этого я по лестнице спустился во двор при магазине где уже были наши пожарные проникшие туда через магазин ранее меня. Запаха керосина в магазине я не слышал. Посмле окончания пожара я в магазине видел три лампы стоявшие в целости на своих подставках. Товарищи мои их сняли и отдали Приставу. Более всего пожаром был поврежден задний угол магазина перед шкафами с внешней стороны, если стоять спиной к дверям на почтовую улицу. Кто из моих товарищей первым вошел в магазин я не знаю.
КАРОЛЬ КАРЛОВИЧ БИЕВСКИЙ, 24 лет, мещанин, австрийский подданный, живу в гор. Каменец Подольский во дворе городского Пожарного обоза, с участвующими в нем лицами особых отношений не имею. Подтвердил показания ЛОЗИНСКОГО.
МАРОРА ИВАНОВНА ИВАНОВА, 25 лет, православная, крестьянка с. Калинья Каменецкой волости, живу постоянно в Каменец Подольском д. САНЕВОЙ.
Я служу горничной у АЛТЕРА БЕРЛИНБЕРГА вот уже более года. Дочь БЕРЛИНБЕРГА РЕВВЕКА ШПИЗМАН переехала к своему отцу в дом месяца полтора тому назад дня через два после того как ее муж уехал. 9 мая в субботу я ушла из дому в 7 часов утра. Я и кухарка спим в кухне которая выходит на ту же площадку куда выходит и дверь от квартира БЕРЛИНБЕРГА. Квартира моего хозяина находится на третьем этаже большого дома выходящие двери которого никогда не запираются, а каждый квартирант запирает свои двери на лестницу. Идя в костел я хотела воити в комнаты и взять свой платок, но двери оказались запертыми. Я вернулась домой в 9 часов утра и застала РЕВВЕКУ ШПИЗМАН в своей комнате на кровати. Она была одна. 9 мая я встала в 5 часов утра но не выходила из кухни до 7 часов утра. Из комнаты БЕРЛИНБЕРГА есть только один ход мимо двери кухни.
В то утро я неотлучно находилась до семи часов в кухне и если бы кто либо выходил из комнат хозяина, то я бы это видела через кухонные двери которые у меня постоянно открыты. Кроме меня и кухарки МАРЬЯМ ЛЕИ у БЕРЛИНБЕРГА другой прислуги нет. Перед уходом муж ШПИЗМАН заходил в дом БЕРЛИНБЕРГА в четверг на один час. Хозяина и ШПИЗМАН РЕВВЕКИ тогда дома не было. Когда случился пожар в лавке хозяина то РЕВВЕКА ШПИЗМАН была в это время дома.
Не грамотна.
МАРЬЯМ ЛЕЯ ЛЕЙБОВНА ВИЛАХОВИЦЕР, 35 лет, из мещан м. Городка, живу постоянно в гор. Каменец Подольском в д. САНЕВОЙ.
Вот уже третий месяц я служу кухаркой у АЛТЕРА БЕРЛИНБЕРГА. Около полутора месяцев тому назад к БЕРЛИНБЕРГУ переехала на жительство его дочь РЕВВЕКА ШПИЗМАН. 9 сего года, в тот день когда случился пожар, я встала с постелив 8 часов утра хозяева еще спали и двери из их комнаты на лестницу были еще заперты. Горничной МАРОРЫ уже не было дома. РЕВВЕКА ШПИЗМАН встала в 9 часов утра и никуда не уходила из дому до трех часов дня когда я пошла улять оставив его дома. Это я хорошо знаю. Входные двери из кухни на лестницу открыты и из кухни видно если кто – то выходит из хозяйских комнат. После приезда РЕВВЕКИ ШПИЗМАН к отцу я ее мужа ГЕРША в квартире БЕРЛИНБЕРГА не видела.
Не грамотная
РУХЛЯ ЛЕЙБОВНА ОЛЬМАН, 18 лет, иудейка, мещанка гор. Каменеца где и живу в 1-й части д. ШОИМЕРА, работаю у дамского портного НУТЫ ГРИНШНИРА в доме ЛИКАГЕРА против магазина ЖУРАВЛЕВА на почтовой улице, я там по по субботам не работаю а по пятницам ухожу домой за светло. Я не видела чтобы 9 мая в 5 1/2 утра РЕВВЕКА ШПИЗМАН с каким то мужчиной заходила в свой писчебумажный магазин, ничего подобного я никому не говорила и Приставу тоже ничего не говорила. РЕВВЕКУ ШПИЗМАН я в лицо знаю.
Не грамотна.
НУТА МОШКОВИЧ ГРИНШНИР, 39 лет, иудей, мещанин м. Жванчик, живу в 1 ч. г. Каменца, д. Ликагера.
Я дамский портной и у меня работает РУХЛЯ ОЛЬМАН. Несколько дней тому назад через меня расспрашивали РУХЛЮ о пожареи она ему сказала что 9 мая она у меня в мастерской не была и о пожаре ничего не знает. О том что она видела РЕВВЕКУ ШПИЗМАН 9 мая входящей в писчебумажный магазин примне никакого разговора не было.
НЕ подписался по случаю субботы.
МИХЕЛЬ МОШКОВИЧ ГРИНШНИР, 37 лет, мещанин м. Жванчик, живу в г. Каменец Подольском 1 ч. д. ШЕЛУМИНСКОГО, вероисповедения иудейского.
Когда случился пожар писчебумажного магазина ШПИЗМАНА я как член вольного пожарного общества стоял возле магазина на карауле. Мимо магазина проходило и останввливалось много народа и в толпе я слышал разговор, но кто это говорил я не знаю, что будто бы РУХОЯ ОЛЬМАН проходя подвигался внутрь пока окончательно не залили огонь водой. Тогда вслед за тем в магазин вошло несколько человек из пожарной команды. После чего РОДНИЧЕНКО пригласил стоявшего в магазине Полицейского чтобы тот удалил вошедших пожарных что и было сделано. После этого мы еще с час или более того не заглядывали в магазин, потом заглянули но в следствие густого пара не видели есть ли из магазина дверь во двор. Когда пар рассеялся то мы увидели что дверь из магазина во двор существует и что она отворена. Кто их отворил я не знаю, но это не РОДНИЧЕНКО, потому что он держал в руках брансбойт. Не грамотен
(Продолжение следует)
Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.