"ДОНЖУАНСКИЙ СПИСОК"
Андрей пересматривал свою кандидатскую работу. Литературоведение манило его с детства. Поэты, писатели – совершенно другой мир. Нет, -это вселенная великих людей. Может поэтому у него с личной жизнью ничего не ладилось, кому понравится круглые сутки слушать лекции из серии ЖЗЛ (жизнь замечательных людей) Девушки могли вытерпеть его лишь один час. Однажды был рекорд-он продержался полтора часа, да и то до того времени, пока не открыл рот. Парень он был симпатичный: высокий, стройный, но денег катастрофически не хватало: все уходили на книги и издательства, конечно он пытался подрабатывать: редактором в газете, статейки для журналов, но этого не хватало, даже, чтобы нормально поухаживать за девушкой, да и кому он в современном мире капитала понравится-голодранец, поэтому его страстью был Столб русской литературы. Александр Сергеевич Пушкин стал его идолом и наваждением. Для Андрея он был идеалом: гениальный поэт, страстным и увлекающийся человек. Огромное количество романов и любовных связей при такой «мягко сказано» своеобразной внешности завораживали молодого ученого, и он решил, что темой его кандидатской диссертации будет Донжуанский список Пушкина — это список женщин, с которыми он имел романтические отношения. Список был составлен собственноручно Пушкиным в 1829 году и записан в альбом Елизаветы Ушаковой.
В "Донжуанском списке" 37 имен, размещенных в 2 столбца. Одно из имен скрыто под записью «NN». Последние 3 имени не уместились и были перенесены на следующую страницу.
По поводу этого списка у пушкинистов нет единого мнения. Некоторые исследователи полагают, что в списке перечислены реальные женщины, с которыми Пушкин имел отношения, но возможны и вымышленные персонажи. Андрей считал, что все имена в списке реальны. Он полагал, что имена из первого столбца — это те женщины, в которых Пушкин был серьезно влюблен, а во втором — те, которыми он просто увлекался.
Среди реальных женщин, которые были включены в этот список, были, например, Екатерина Бакунина (Катерина I), Анна Керн, Аглая Давыдова. Некоторые имена вызывали споры и сомнения у исследователей. Например, запись «NN». Известный литературовед Юрий Тынянов предполагал, что под этими буквами имелась в виду супруга Карамзина Екатерина Андреевна. Андрей же был уверен, что «NN» — это известная авантюристка того времени Каролина Собаньская.
Друзья посмеивались над одержимостью Андрея. Пушкин был знаменит своими любовными приключениями, его увлечения оставили яркий след в его литературных работах. Известно высказывание Пушкина в его письме к Вере Вяземской о том, что его будущая супруга Натали — это его «113-я любовь». Андрей же был известным на всю академию девственником, дожить до 35 и не целоваться – нонсенс.
Эта ирония в его адрес и обидные сравнения терзали душу молодого ученого, но наука отбирала все силы, поэтому сегодня, засидевшись над рукописью, Андрей увидел странный, не свойственный для его натуры сон.
До квартиры оставалось несколько километров, когда обнаружилась слежка за молодым ученым. Охотились на его рукопись, ведь кандидатская была закончена, и Андрей гордо нес ее домой, чтобы последний раз проверить все ошибки, подправить и, наконец, защититься. Ученый прижал свое детище к сердцу. Несколько людей в черном тяжело дышали за его спиной, от напряженной погони он вспотел, костюм расстегнулся, а один ботинок был потерян. С его неспортивным сложением, продержался бы он лишь минуту, если бы прямо перед ногами не разверзлась земля, и сам Александр Сергеевич явился перед ним собственной персоной, пригласив Андрея в свои апартаменты. Под землей, посередине заброшенной дороги, и все же это был его великий спаситель. Подземное логово также быстро запечатали вместе с нашим подопечным.
– Проходи, друг, давно я тебя поджидал. -проговорил Пушкин, вальяжно усаживаясь на старинное кресло в стиле ампер.
Андрей весь дрожал от бега и невероятного восторга перед своим кумиром.
– Вы-с, Александр Сергеевич? Вы-с? Мог ли я надеяться на нашу встречу, да еще при таких обстоятельствах.
– Прекрати, Андрей, не для этого я тебя сюда затащил. Смотрю на тебя и больно мне становится, как с таким потенциалом-Пушкин осмотрел со всех сторон юношу, – Ты все еще не любил.
– Любил, еще как! Вас, Александр Сергеевич. – Андрей вытянулся по струнке.
– Да, брось, что за наказание такое на мою голову, позор. Как в глаза другим поэтам посмотрю, когда сгубил личную жизнь своего почитателя. Я ведь не многим больше тебя прожил, всего 37 лет, зато какая у меня биография, сколько занимательных фактов
– Тут я вам не конкурент, извините, не умею я девушку заинтересовать, у меня даже теории, не то что практики – маловато.
– Что ж попробуем помочь твоему горю, а заодно и диссертацию докторскую пополнить.
– Кандидатскую, простите…
– Верю в тебя, мой друг сердечный, будет и докторская.
– И так отношение к женщинам должно было двойственным, ведь …
– Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей. – процитировал классика Андрей
– И тут тоже «облом». Дескать, чем холоднее ты к даме, тем ярче разгорится огонь в её груди, тем сильнее будет интерес к твоей скромной персоне. Я «учил» не этому…
Ведь женщина особое неземное существо, поэтому посвящая им трогательные стихи, одновременно писал едкие эпиграммы. Например, Анне Керн пишу самое возвышенное из своих стихотворений, и в то же время называю ее «вавилонской блудницей».
– Это сейчас называют психологическим приемом «эмоциональные качели»
– Эх, мой друг, эмоциональные качели – это азарт. Я был страстным игроком в карты, вот где от выигрыша до проигрыша лишь один шаг. Вот когда все пылает в груди…
– Вот тут разрешите не согласиться, ведь жене Вашей, Наталье Гончаровой, что пребывала в трауре 7 лет, пришлось выйти замуж за генерала Петра Петровича Ланского, чтобы покрыть все карточные долги.
– Эх, видно, не любила, лишь терпела. Мы познакомились с Натальей на балу в декабре 1828 года, ей было всего 16 лет, а мне — 29. Какая Она была удивительная:
красота и грация. Я с первого же взгляда влюбился в Наталью и не мог перестать думать о ней. Ее многие воспринимали как высокомерную и легкомысленную красавицу, которую интересуют только балы. Но это совершенно не соответствовало действительности. Она была застенчивая и ранимая девушка, а ее гордый и неприступный вид — это всего лишь маска. Ведь и жизнь у нее была не простая: домашняя атмосфера – очень тяжелая. Отец Натальи страдал психическим расстройством и злоупотреблял алкоголем. Мать была женщиной властной и суровой, от детей требовала беспрекословного подчинения. Всеми деньгами распоряжался дед Афанасий Николаевич, который отстранил своего единственного сына от управления заводом и тратил огромное количество средств на свою французскую любовницу. Именно к деду Натальи весной 1830 года на Полотняный завод приезжал я для того, чтобы посвататься к его внучке. Но получил отказ. Пушкин загрустил, вспоминая свою единственную законную жену.
– Александр Сергеевич, разрешите Вам рассказать, что по этому вопросу долгое время среди пушкинистов царило мнение, что именно Наталья своим поведением спровоцировала Вашу гибель. Ее обвиняли в том, что она недостаточно любила своего мужа, не умела ценить его талант…Но благодаря новым открывшимся письмам и документам современные исследователи пересмотрели этот традиционный взгляд.
Пушкин схватился за голову.
Ваша жена искренне любила Вас. Именно она настояла на браке с Вами, хотя ее родственники были категорически против этого. Наталья осознавала масштаб личности своего мужа и старалась огородить его от житейских трудностей. Об этом, в частности, говорит ее письмо к брату Дмитрию, в котором она пишет о том, что не хочет досаждать супругу бытовыми проблемами, поскольку ему нужен покой для того, чтобы творить.
– Утешил, -Пушкин дружески ударил Андрея по плечу, Выпьем за мою музу. Я ценил ее красоту и ум, и нуждался в ней постоянно. Не смотри на иронию по отношению к женщинам, мои письма к Наталье пронизаны неподдельной нежностью и заботой или стихи «Мадонна» (1830), «Пора, мой, друг пора» (1834) я посвятил ей. Знаешь, ведь во время нашей Церемонии бракосочетания между Натальей Николаевной и мной 18 февраля (2 марта) 1831, на венчании было много дурных предзнаменований, в том числе у меня выпало кольцо и погасла свеча, но это не испугало и не остановило нас.
– Простите, но брак ваш считается непростым, ведь Вы то изменяли ей, то ревновали бесконечно. Кроме того, долговые обязательства…
– Несмотря на все трудности, наша совместная жизнь продолжалась до самой смерти. Пушкин осекся и загрустил, продолжая:
– Мы любили друг друга- четверо детей тому свидетельство: Мария, Александр, Григорий, Наталья. Была еще одна беременность, но она закончилась выкидышем в 1834 году. Пусть ревновал, особенно к Дантесу, но как любил. Жена и женщины, мой друг –это разные вещи. Наталья – это святое, мужчины, особенно такие, как я, женятся раз и навсегда и не ошибаются с выбором. Изменял и флиртовал, за это однажды на балу получил пощечину от Натальи Николаевны, о чем со смехом рассказываю и сейчас своим друзьям.
Пушкин задумался…
– Я часто увлекался замужними дамами, что приводило к многочисленным конфликтам. Например, во время пребывания в Одессе влюбился в жену своего начальника Елизавету Воронцову. Тот был страшно разгневан и способствовал моей ссылке в село Михайловское. Как меня угораздило?
Я ценил в женщинах красоту, ум, чувственность и эмоциональность. Все мои женщины, обладали привлекательной внешностью. А супруга, Наталья Гончарова, считалась одной из главных московских красавиц. Но лишь глупцы влюбляются в пустых красоток, иронизировал над глупыми, пустыми светскими барышнями: легкомыслие, неверность, жажда материальных благ-позор для женщины. Наверное, я искал идеал – Наталью. Даже через несколько лет после женитьбы я с удовольствием отмечал, что в моей супруге прекрасна не только внешность, но и ум. Образ идеальной женщины я описал в главной героине романа «Евгений Онегин» Татьяне Лариной. «О как люблю Татьяну милую мою..» В своем романе изобразил благородную девушку, обладающую тонким умом, душевной красотой, деликатными чувствами и глубокими переживаниями. Она искренне верит в любовь, чиста и наивна в своих душевных порывах.
– Образ Татьяны является персонификацией женственности и духовности для вас, которая символизирует собой мир и гармонию, которые каждый мужчина ищет на протяжении всей своей жизни, но не может обрести.
Пушкин обнял Андрея с особым жаром.
– Мой друг, мы же собрались делать из тебя Дон Жуана, да отвлеклись, но вижу, что главное ты усвоил – душа женщины –загадка, которую я пытался разгадать с
еще с лицейской скамьи.
– На право быть «Натальей I» в вашем «донжуанском списке» и моей кандидатской претендуют сразу 2 женщины.
Первая — это крепостная актриса Наталья, которая играла на сцене домашнего театра графа В. Толстого в Царском Селе. Ей Вы посвятили стихотворения «К Наталье» (1813) и «К молодой актрисе» (1815).
Пушкин прервал поэта:
– Вторая — это графиня Наталья Викторовна Кочубей (1800—1855). Дача ее родителей располагалась в Царском Селе, и они проводили на ней летние месяцы. Юная Наталья общалась с лицеистами и таким образом познакомилась со мной, кажется, это было в 1813 году. В 20-летнем возрасте она вышла замуж за Александра Строганова, который сделал блистательную карьеру и дослужился до чина генерала.
И мы снова встретились в свете, когда она уже была важной замужней дамой. Не напоминает сюжет моего романа. Пушки озорно подмигнул.
– А какие чувства я испытывал по отношению к Екатерине Павловне Бакуниной (1795—1869), полюбил ее еще в ранние годы учебы в лицее, а затем на протяжении нескольких лет посвящал ей стихи.
Андрей продолжил:
– Многие исследователи полагают, что именно Бакунина была первой Вашей серьезной любовью. Вы написали в ее честь около 20 стихотворений — позже их объединили в единый лирический цикл.
– В красивую, стройную девушку были влюблены многие лицеисты, и я не стал исключением. Екатерина хорошо рисовала, и ее красоту я смог воспеть в стихотворении «К живописцу» (1815). Но она не отвечала мне взаимностью. Позже она станет любимой фрейлиной императрицы и выйдет замуж за капитана Александра Полторацкого.
А потом прекрасная Авдотьи Ивановны Голицыной (1780—1850). В салоне у «Princesse Nocturne», как ее называли друзья, собирались многие известные литераторы и приезжие знаменитости. Несмотря на большую разницу в возрасте, я страстно влюбился в Голицыну. Меня не смущало и то, что у княгини есть законный муж. Целых 3 стихотворения посвящены ей
Потом увлекся е прелестной женой генерал-майора Александра Давыдова француженкой по происхождению, Аглаидой де Грамон (1787—1842). Какие это были жаркие встречи…Пушкин отглотнул вина, чтобы остудить воспоминания.
– Между вами завязалась интимная связь, судя по нескольким эпиграммам.
– От истории ничего не скроешь. Во время службы в Кишиневе увлекся юной гречанкой Калипсо Полихрони (1804—1827). Ее экзотическая внешность, и тот факт, что она была любовницей самого Байрона. Своей рукой я набросал несколько портретов Калипсо в рукописях и посвятил ей свои известные стихотворения «Гречанке» (1821) и «Иностранке» (1822).
– Про Байрона, это лишь легенда
– Зато какая…Еще одним моим романом была Анна Петровна Керн (1800—1879), познакомился с ней еще в 1819 году, но близкие отношения завязались только в 1825.
В 17 лет Анну, в девичестве Полторацкую, выдали замуж за генерала Ермолая Федоровича Керна. Ее муж был старше ее на 35 лет и теплых чувств у нее не вызывал. Считается, что именно Ермолай Керн послужил одним из прототипов для создания образа князя Гремина, мужа Татьяны Лариной из «Евгения Онегина». Ему могли быть посвящены знаменитые строки «Он чином от ума избавлен».
Летом 1825 года Анна Петровна приехала погостить к своей тете Прасковье Александровне Осиповой-Вульф. Ее имение Тригорское располагалось на псковской земле, рядом с усадьбой Пушкиных Михайловское. Я очень любил бывать в Тригорском, у него была нежная дружба со многими членами семейства Осиповых-Вульф. Так встреча после долгого перерыва с Анной Керн вдохновила меня на стихотворение «К ***», начинающееся строками «Я помню чудное мгновенье…». Я лично передал Анне Петровне листок с этим стихотворением в качестве подарка. Состоялось это перед ее отъездом из Тригорского в Ригу 19 июля 1825.
Андрей, помечая в своей диссертации, заметил:
– В 1827 году эти стихи были опубликованы в литературном альманахе «Северные цветы» и сразу же получили большую популярность. В 1840 году известный русский композитор Михаил Иванович Глинка положил знаменитое стихотворение на музыку, превратив его в романс. Этот романс стал одним из самых популярных в русской музыке. В свое время его исполняли Образцова, Лемешев, Козловский и другие великие певцы.
– Ближе к 30 годам я решил остепениться, всерьез подумывал о браке и чуть не посватался к Екатерине Николаевне Ушаковой (1809—1872). На момент нашей встречи ей было всего 17 лет, но это уже была вдумчивая и рассудительная девушка, страстно увлекающаяся литературой. Обе сестры Ушаковы были очень хорошенькие, но младшая Елизавета была заметно красивее. При этом я влюбился именно в старшую Екатерину, которая отличалась своей недетской серьезностью и задумчивостью. Мне всегда нравились особенные женщины.
– Об этом у меня тоже есть –Андрей зачитал:
– Екатерина Николаевна горячо полюбила поэта. Она преклонялась перед его талантом, а он посвящал ей вдохновенные строки. Но до сватовства дело не дошло. По одной из легенд, Пушкин так и не решился сделать предложение, поскольку был очень суеверен. Гадалка напророчила ему гибель из-за человека со светлыми волосами, а у Екатерины Ушаковой были длинные золотисто-русые кудри.
– Увы, мой друг, моя любвеобильность не позволила этого, я снова увлекся. В 1827 году познакомился с дочерью президента Петербургской Академии художеств Анной Алексеевной Олениной (1807—1888). Анна была фрейлиной императорского двора. Это была начитанная девушка, которая хорошо разбиралась в литературе и искусстве. Она прекрасно пела и даже сочиняла музыку. В женихах у Анны не было отбоя — например, к ней сватался барон Мейендорф, который впоследствии дослужился до чина камергера и стал одним из первых в России геологов-экономистов. Олениной я посвятил несколько замечательных стихотворений, в том числе такое известное, как «Не пой красавица при мне…». В 1828 году я сделал Олениной предложение, но получил решительный отказ от ее отца.
Андрей продолжил, забываясь:
– Неблагонадежный, вечно нуждающийся в деньгах поэт, не мог рассматриваться как выгодная партия.
Потом осекся и пояснил:
– Но Анна Алексеевна, по всей видимости, питала к поэту нежные чувства. Замуж она выйдет только после Вашей смерти, в возрасте 32 лет. Ее муж Федор Андро впоследствии станет президентом Варшавы, и всю жизнь будет ревновать к ее девичьему прошлому.
– Знаешь, Андрей, а я очень устал сегодня, вспоминая бесконечные увлечения, когда любовь ведь была одна-жена. Наверное, не многому я смог научить тебя путному-одни глупости. Выброси ты эту кандидатскую и найди свою единственную и неповторимую, что готова будет слушать тебя день и ночь. И главное – не увлекайся Донжуанскими списками ни моими, ни своими. Будь счастлив. Прощай.
Пушкин быстро выпроводил ученого за дверь, поспешив к своей Наталье, продолжая нашептывать новый стих о любви, что пришел ему в голову неожиданно.
Андрей дернулся и проснулся, чуть было не уронив со стола свою работу
« Донжуанский список А. С. Пушкина»
– Приснится же такое. Ерунда какая-то, только почему пальто все грязное…
За окном была черная ночь-самое лучшее время для любви и творчества…
1. Источник: kulturologia. ru
2. Источник: ru. wikipedia. org
3. Источник: museum-online. ru
4. Источник: museumpushkin. ru
5. Источник: aristeia. news
Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.