Военный комиссар нашего города и района, полковник А. жил, в нашем 5-этажном доме, в нашем подъезде, на 5 этаже. Он проживал с семьёй в 2-х комнатой квартире, прямо над нами. Я был немного знаком с военнкомом. И однажды я зашёл к нему в гости. Завёл с полковником, откровенный разговор: « После окончания школы, я сдал вступительные экзамены в Башкирский Государственный Университет, но не прошёл по конкурсу. Я решил, что снова буду поступать. Я хочу быть журналистом. Мне посоветовали поступать после прохождения службы в армии. И поэтому: Призовите меня, поскорее, на срочную службу в армию. Я очень вас прошу. » Я отдал военнкому свои призывные документы. Военнком посмотрел их и сказал мне: « Тебе сосед, ещё 18 лет не исполнилось. Я раньше исполнения 18 лет призывнику, в армию не имею права, его отправлять. Меня за это нарушение Конституции, сразу в тюрьму отправят. Вот весной 7 мая тебе исполнится 18 лет, тогда и отправим. Раз хочешь служить – тогда СЛУЖИ. И военнком меня не обманул. Весной мне пришла повестка на срочную службу в армию. 6 мая я отметил, свой День Рождения и сделал проводы в армию. И 7 мая я уже катился в поезде на воинскую службу в армию. В начале я попал в Учебную Школу Сержантов. Через 6 месяцев, я младшим сержантом приехал на Кольский полуостров, в боевую, ракетную часть. Я попал топогеодезистом в ракетный дивизион, в 4 батарею. Встретивший меня сержант посадил меня перед собой и начал рассказывать: « Я уже отслужил свои 2 года. Теперь ты остаёшься вместо меня. Так как, ты сержант – топогеодезист из Взвода Управления, то теперь ты будешь Замкомвзвода в 4 батарее. Будешь теперь водить 4 батарею, на завтрак, обед и ужин и докладывать дежурному по части о прибытие своего подразделения. Будешь, по утрам будить, солдат и сержантов своей батареи, проводить утреннюю проверку и физ. зарядку. А вечерами, ты будешь водить батарею, на вечернюю прогулку. Потом проводить вечернюю проверку, проверять наличие своих подчинённых и докладывать, об этом, дежурному по дивизиону. Наш комбат приказал мне подготовить достойную смену себе. Капитан так сказал мне: « Когда я увижу, что ты всему, что умеешь сам, научил нашего младшего сержанта, только тогда, я отпущу тебя домой, на дембель. » Сержант мне сказал: « Теперь я твой НАСТАВНИК. От меня ни на шаг. Не дай Бог, кто тебя обидит или ты, об что то ударишься? Теперь и от тебя зависит мой ДЕМБЕЛЬ. Береги себя. » Мой наставник заставлял меня водить самому батарею на обед и докладывать дежурному по части о прибытие батареи в столовую.
Через несколько дней, мой наставник сказал мне: « А теперь мы приступим к основному: Это доскональное изучение МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ и основы нашей профессии. Мой наставник, теперь, по ночам, когда все спят, занимался, более основательно, изучением геодезических приборов. Сержант, по многу раз, заставлял меня устанавливать теодолит и выравнивать, все горизонтальные уровни. Иногда я это делал в темноте, при свете фонарика. Словно на учениях, ночью, по тревоге. Сержант сказал мне: « Мне комбат приказал научить тебя, отлично работать на всех геодезических, военных приборах: на теодолите, на гирокомпасе, на буссоле. На предстоящих учениях, проверяющие полковники и генералы, будут оставлять в живых, именно, этого молодого, щуплого младшего сержанта башкира. Они будут надеяться, что неопытный башкир, не сможет работать, вместо своих “убитых” бойцов. И не справится, со своей боевой работой? Ты должен знать и работать на отлично, свою боевую работу. »
Мой сержант научил меня всему, что знал сам. И потом, когда на учениях, проверяющий офицер, оставлял меня в “живых”, тыкая пальцем в гирокомпасиста и в наводчика: Ты убит и ты убит. Я сразу вспоминал своего сержанта-наставника. Не зря он ночами учил и тренировал меня. И я, старательно и отлично, воевал за всех “убитых” моих бойцов. Потом после учений, мне было приятно получать благодарности от своих командиров: За отличное выполнений заданий и взаимозаменяемости. Уже после окончания моей срочной службы в армии, мне эти занятия геодезии, очень пригодились. Я без экзаменов, а только по собеседованию, поступил на учёбу в автотранспортный техникум, в городе Костроме. Где и проучился 4, 5 года.
А однажды меня отозвал в сторону, мой сержант – наставник и сказал мне: « Сегодня ты прошёл проверку нашего комбата на “вшивость”. Мы называем эту проверку: Фокус комбата. Наш комбат был из студентов ВУЗа. Он призывался в армию, со строительного института, младшим лейтенантом – двухгодичником. Да так и остался после 2-х лет службы, служить дальше офицером в армии. Уже до звания – Капитан дослужился. Наш комбат любил проверять своих подчинённых. Он кидал на пол каптерки, где был его кабинет, бумажный рубль или трояк. Потом посылал в каптерку, солдата за книгой. И проверял: Забрал ли солдат рубль с полу, себе в карман? Или что? Комбат по поведению солдата, делал соответствующие выводы: Можно ли доверять этому человеку? Жадный он или скрытный? Или честный, порядочный товарищ. По проверке: Ты оказался честным, порядочным человеком. Положил этот рубль на стол. Комбат сказал: Этому башкиру можно доверить батарею. Ты сержант можешь собираться домой, на дембель. Я на тебя, все положенные документы подписал. Езжай домой сержант. Спасибо за службу. »
Мой наставник достал из своего, дембельского чемодана тельняшку и протянул её мне. При этом он сказал мне: « Носи младшой, на здоровье. А всем скажи, что тельник, я тебе подарил. Не посмеют отобрать. А зимы, здесь в Заполярье очень холодные. Береги себя и своих подчинённых солдат. Служи достойно, как я учил. Помни мои наставления. Я ведь родом из Москвы. Попал в армию, когда из строительного института исключили за неуспеваемость. Здесь в армии всех москвичей, считают тупыми и вредными, нехорошими людьми, почему то? Так что, не держи на меня зла. Счастливо вам оставаться…» И мой наставник – сержант уехал домой. А я остался в Заполярье. Впереди у меня было 1, 5 года службы в Ракетных войсках. Я побываю на боевых пусках, наших ракет, на гос. полигоне в Капустином Яру, в Казахстане. Сейчас я с теплотой вспоминаю свою срочную службу в армии. Там на службе я многое понял и многому научился. Служба в армии, для меня была ШКОЛОЙ ЖИЗНИ. Она была для меня, очень полезной и нужной. И я, совсем не жалею, что прослужил, эти 2 года.
Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.