FB2

Уралмаш. Неизвестная история. Часть 4

Сборник рассказов / История
Как часто вы вспоминаете те родные для вас места, которых сейчас нет? Которые с семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века изменились до неузнаваемости? Есть ли такие места, по которым вы скучаете? Может быть, вам даже что-то снится? Что-то оттуда, из детства? Мне снится.
Объем: 0.406 а.л.

Как часто вы вспоминаете те родные для вас места, которых сейчас нет? Которые с семидесятых-восьмидесятых годов прошлого века изменились до неузнаваемости? Есть ли такие места, по которым вы скучаете? Может быть, вам даже что-то снится? Что-то оттуда, из детства?  

Мне снится.  

Не все, конечно. Иногда снится родной двор – возле дома, в котором родился, на Победе. Я в прежних записях уже упоминал, что почти возле каждого дома был свой палисадничек, в котором жители (они же, как правило, и строители этих домов-хрущевок) высаживали кусты и деревья. У нас, к примеру, росли смородина – красная и черная, крыжовник, дикая груша, шиповник, елочки, много лиственных деревьев. По «малышне» мы втихуху постоянно лазили и таскали ягоды, за что нам периодически влетало от старшей по дому, бабы Кати – считалось, что она за ними ухаживает и имеет на них как бы больше прав. Зато черемуха вымахала так, что загибалась прямо к нам на второй этаж, на балкон. Помню, родители боялись, что к нам в квартиру по этому деревцу могут как-нибудь залезть непрошенные гости – решетки-то тогда никто не ставил!  

Сейчас этого палисадника уже не существует. Мы с женой нередко заходим в «мой» дом – на месте квартиры, где, как я помню, жила бабушка со смешившим меня в детстве именем Гуся, сейчас располагается художественный салон. Я с ностальгией смотрю на родной двор. Деревья еще сохранились – немного, но есть. А кустов нет. И черемухи тоже нет.  

Чуть дальше в глубине двора, подальше от улицы Победы, был небольшой участочек, густо-густо заросший небольшой высоты травой. Я много позже узнал ее название – конотопка. В ней жили чудесные существа – светлячки. Мы с друзьями-пацанятами часами могли играть с ними, рассматривать их цвета, отличали пузатых «мам» от меньших «деток» и нисколько не боялись, если светляки вдруг выделяли желтую бяку. Подумаешь, беда – вытер руку об штаны, и все! У всех были заготовлены пустые спичечные коробки – надо же было и домашних «обрадовать», принеся с десяток светлячков в квартиру! А если удавалось поймать жука-пожарника или майского жука – это было неподдельное счастье, ведь про них «говорили», что они кусаются… Жука-пожарника, если глаза меня не подвели, я вроде видел прошлым летом, а вот ни светляков, ни майских жуков не видел очень-очень давно.  

К слову, очень похожий участок, сплошь заросший конотопкой, я видел в лесу, в районе Калиновских разрезов. Причем располагался он прямо на тропинке. Когда мы с родителями ходили в тот район за грибами или за ягодами, одним из приятных моментов была возможность покувыркаться в этом месте. Да-да, именно так – настолько плотно и густо росла трава, причем участок был совсем небольшой, от силы метров десять-пятнадцать – как будто кто-то вырезал и настелил посреди леса, непосредственно на тропке! Нигде больше я подобного в лесах не видел. Но это так, отступление…  

А если перейти от «светлячкового» участка через внутридворовую дорогу, то можно было попасть на наше футбольное поле. Громко, наверно, сказано: под ногами в основном утоптанные песок да щебенка, с одной стороны два дерева, а с другой – забор помойки, на котором мы каждый год мелом рисовали ворота. Но для нас это было настоящее, СВОЕ поле. Я там пропадал с трех лет – сначала у старшаков за мячиком бегал, потом сам стал играть. Летом не надо было никаких пионерлагерей – любовь к футболу перебивала все. Играли двором, двор на двор – «победные» дома на «космонавтные», приходили «гости» с других мест – с кем не дрались и не были в плохих отношениях, времена-то были шпанистые! Играли со старшими и между собой. При этом сбитые коленки, шишки и царапины – обычное дело для того времени. Сорвал подорожник, полизал, прилепил на ранку – и в игру! И это было не просто «бей-беги»: тех, кто когда-либо ходил в футбольную секцию при «Уралмаше», у нас во дворах можно было считать десятками, так что баталии были ого-го!  

Отдельные жители окрестных домов нас серьезно поддерживали, кто-то был натуральным фанатом наших матчей. С балконов частенько раздавались ободряющие крики, призывы, громкие возгласы разочарования. Но не все было гладко. Были в соседних домах и такие, кому категорически не нравилось, как громко кричат игроки, а мяч часто и сильно стучит о доски. Мешает, видите ли. И в один прекрасный день приехала техника, прямо посреди нашего поля насверлили ямки, туда посадили деревья… и все. Футбола не стало.  

Я иногда хожу мимо того «поля». Деревья там особо не растут – возможно, не та почва, а может, дело в чем-то другом. Сейчас там сделано что-то типа детской площадки. Но ни мам, ни детей я там почти никогда не видел. Зато тот футбол мне тоже иногда снится…  

Между проспектом Космонавтов и домами, на тех развалах, оставшихся после того, как убрали железную дорогу, по которой электричка ездила с завода на Красное, можно было с удовольствием заниматься разными детским делами. Первое – это играть в «войнушку». О, что это были за «войны»! Там и Чапаев с Петькой и Анкой, там и Штирлиц с фрицами, и пр., и др., и все вместе. И не надо рыть никакие окопы – все за тебя уже сделано, только лазь, прячься, обходи и побеждай. Особенно круто было в районе нынешней «Омеги». Там раньше был бытовой комбинат «Новость», куда очень многие жители ходили в прачечную – и вот возле этого здания были самые большие развалы, где можно было бегать друг за другом целый день. Второе интересное дело – это жечь селитру и гасить карбид. Были целые соревнования – у кого больше по времени прошипит дорожка из газеты, пропитанной селитрой, или чей кусок карбида дольше будет пускать пузыри в луже. А третье занятие – это собирать стеклолид. Так называли разноцветные кусочки расплавленного стекла, оставшегося после строительства ДК им. Лаврова (судя по всему, плавили стекло именно здесь, на почтительном расстоянии от самого здания), которые мы считали неведомыми самоцветами – ведь они зачаровывали нас своею красотой! Мы с увлечением копались в земле, после этого хвастались «трофеями», иногда менялись, а потом, грязные и счастливые, тащили все это «добро» домой. Как же мы жалели, когда проспект Космонавтов с этой стороны привели в порядок! Впрочем, ненадолго – вскоре мы переместились на Нейтралку, где возводимые дома обделывали маленькой плиткой. В основном белой, но были и другие цвета: зеленая, красная, какая-то кофейная… Слава Богу, вскоре мы повзрослели.  

О развалах на Космонавтов я сразу вспомнил, впервые увидев карьер на ШКЗ. Похожесть не в масштабах, конечно, – карьер был в сотни раз больше – а в глинистой структуре. Познакомились мы с карьером так. Как-то отец повел всю семью в ту сторону за грибами. Мы прошли через ближнюю и дальнюю Лоханки, углубились в лес, и внезапно мне открылась картина из какого-то кино! Я впервые увидел эту здоровенную ямину – она показалась мне до страшного необъятной! Папа рассказал, что тут добывают глину для кирпича, ведь где-то там на другой стороне находился Шувакишский кирпичный завод. Весь этот «поход» я находился под впечатлением увиденного и уже вечером обо всем рассказывал пацанам во дворе. А когда в очередной раз мы оказались в том же самом месте, впечатлений было еще больше: в карьере и рядом с ним, прямо по лесу, ездили мотоциклисты. И не простые – мотокроссмены! Рев моторов был слышен издалека. Это было невероятно, мы с сестрой стояли, открыв рты. Папе пришлось приложить определенные усилия, чтобы напомнить нам, зачем мы пошли в лес. После этого походы в эту сторону за грибами и ягодами были предпочтительнее иных мест. Сейчас на месте этого карьера – тучи гаражей. Интересно, куда делись все мотокроссмены?  

Да, постепенно мы взрослели. И нас уже не так интересовали автоматы с газировкой или квасные бочки, стоявшие тут и там со вкусным невьянским квасом. Но ведь мы уже попробовали пиво! Чаще всего «наслаждались» обычным «Жигулевским» или «Рижским», из пакетов по семь копеек, и цедили в прокушенную дырочку где-нибудь на верандах детских садов или у школ. Но кто-то уже обнаглел настолько, что умудрялся присоседиться за кружками пенного напитка с небритыми аборигенами постарше в нескольких окрестных пивнушках. Конечно, многие мечтали о походе в шикарный по тем временам ресторан «Пльзень» – с настоящим чешским пивом, – который заманчиво мигал огнями на перекрестке Победы и Бакинских Комиссаров. Но по многим и вполне понятным причинам нас туда не пускали. Не знаю, почему, но ресторан этот просуществовал недолго. И в памяти он сохранился как один из недолгих символов дружбы двух рабочих городов-побратимов СССР и Чехословакии.  

Несомненно, в те времена такое понятие, как «город-побратим», значило очень много. Города разных стран постоянно обменивались всем, чем только можно: специалисты ездили на братские заводы, дети – в лагеря и клубы, спортивные команды – на соревнования, и так далее. Свердловск и Пльзень не были исключением. Конечно, не надо забывать, что существовали определенные ограничения, и то же самое пльзеньское пиво не стояло на прилавках, а чешскую жевательную резинку «Педро» пробовали далеко не все, видевшие ее обертку. Но на уровне заводов-гигантов – «Уралмаша» и «Шкоды» – определенное сотрудничество велось, что влияло на жизнь жителей микрорайона. Особенно это касалось спорта. Эх, как мы болели! На матчи футбольных «Уралмаша» и «Шкоды» заводской стадион набивался битком, а когда хоккейная «Шкода» приезжала играть на розыгрыш Кубка «Каменный цветок», для местного «Автомобилиста» не было соперника принципиальнее, отчего клюшки и борты трещали на весь Дворец Спорта! Жаль, с распадом СССР все побратимство сошло на нет, и теперь о прежних временах напоминают только чудом сохранившиеся значки у продавцов на блошиных рынках да музейные экспонаты.  

Скажу честно: над тем, где провести свободное время, мы никогда не заморачивались. Самое простое – это киношки. Два ДК, два кинотеатра поменьше и один кинотеатр-флагман – «Темп», с оркестром перед фильмом, а чуть позже – с настоящими игровыми автоматами! Знаю тех, кто ходил в этот кинотеатр только затем, чтобы поиграть! Это было просто неописуемо, контролерши буквально загоняли «игроков» в зал на начавшийся сеанс. Про фильмы и говорить не стоит – сразу после городских премьер в главном киноцентре города – «Космосе» – все хиты шли сюда.  

Сейчас «Темпа» уже нет. Бессмысленно говорить о том, что он из себя представлял как историческое и культурное наследие, какая на нем была лепнина, и т. д. Для многих поколений уралмашевцев «Темп» в первую очередь ассоциировался с юностью, с кино, с чем-то приятным. На все это наплевали и растоптали. Странно, что троллейбусную остановку переименовали только через полгода после сноса здания. Грустная ирония судьбы, да?  

Иногда мы просто гуляли, как бы сейчас сказали – тусовались. Одним из таких мест было «болото» – небольшой водоемчик на Победе. Почему нет? Свежий воздух, скамеечки на берегу, трамвай, если что, рядом. Раньше на «болоте» даже рыбачили, лещи да гальяны водились, но потом это как-то зачахло, возможно – из-за частого топления там всякой мелкой домашней живности. Впрочем, говорили, что тонули там и люди. Когда-то этот пруд – а «прудом» его называть могли только заезжие, окрестные всегда его называли именно «болото» – хотели облагородить и даже сделали что-то типа облицовки из плит. Еще хотели полностью засыпать и даже привезли уйму техники – но не учли, что речка Камышенка, затянутая цивилизацией в канализацию, питает ключами и этот маленький водоем. Спросили бы у местных сначала – ан нет! Не знали пришлые, что «болото» изредка по какой-то непонятной причине чуть высыхало, да так, что взрослые пацаны с нашего двора спокойно выходили рвать коричневые палки камыша (а в действительности это был рогоз, так понимаю) почти на середину пруда в обычных болотных сапогах. И эти самые ключи можно было увидеть – много-много, в песке, так красиво! Но власти это не продумали, и как результат – много шума, и ничего. И не засыпали, и не облагородили. Долго так было. Сейчас вот выстроили сверху торговый центр, прямо поверх водоема. Обещали сделать стеклянный пол – чтобы смотреть, как там внизу, – но что-то про это уже никто не вспоминает. Будем надеяться, что все сделано на совесть…  

Можно было пойти потанцевать. К примеру, в ДК им. Лаврова, на дискотеку. Громко, модно, со светомузыкой и блестящими шарами, песни все что надо – словом, самое то! Правда, проходила дискотека не каждый день, и тогда выручал «огород» – Летний парк на пересечении Машиностроителей и Кировоградской. Там был «загон» – огороженная сеткой территория для танцев, плюс живая музыка с эстрады, причем пели ребята будь здоров, и репертуар в основном состоял из самых современных отечественных песен. Если солист затягивал «Гуляку» или «Крутится волчок» – танцы смешивались с повальным пением под высоко поднятые руки. Были и драки, не без этого, конечно, но попадало в основном тем, кто вел себя слишком развязно. У нас была своя компания «спортсменов», мы часто заваливались в «огород» сразу после тренировок, со спортивными сумками, поэтому нас хорошо знали и предпочитали не связываться.  

Кстати, отдельные личности ходили поискать пикантных развлечений на вечера «Кому за 30» в новом ДК УЗТМ. Вроде бы что делать там молодежи? Но весь цинус был в том, что там данные мероприятия вел один кореш по прозвищу Борода, который учился с нами в одном техникуме, поэтому провести пару-тройку человек он мог. Разок пришел посмотреть на такой вечер и я. Вспоминаю до сих пор: томные взгляды накрашенных женщин, молодящиеся и подпрыгивающие в такт музыке мужчины в военных мундирах (почему военные так любят везде ходить в форме??? ), коктейль из портвейна с брошенными в граненый стакан вишенкой и соломинкой… Брр! Какая мерзость! Говорят, такие вечера проходят до сих пор в различных дворцах культуры, и они очень популярны. Что ж, возможно. Надеюсь, теперь там все цивильно, и портвейн уже не продают. Но меня, будь я даже трижды неженат, после увиденного в юности туда уже никаким арканом не затащить…  

Зимой же основным местом сбора была уралмашевская площадь. Елка, горки, лабиринты, музыка на все прилегающие к площади улицы – веселье! Детвора с громким писком лазит по ледяным кубикам, внутри которых бегают разноцветные огоньки. Красота – прямо как самоцветы из сказок Бажова! Кто-то всей семьей ходит и ищет на елке игрушки, которые в школах соцгородка делали в младших классах. Но молодежь елка как таковая не интересует. Вот горка – это то, что надо! Ты смело поднимаешься наверх и ведешь за собой немного упирающуюся подругу, а потом – р-р-раз! И в кучу, и вы в ней едете, и ты уже прижимаешь ее к себе, и сам обалдеваешь от своей смелости – ведь как бы было неудобно сделать это без повода, даже просто обнять ее, а тут вроде и она не сопротивляется, так значит… Ну, продолжения могут быть разные, по мере испорченности читающего эти строки))) А ведь еще надо шапку сохранить, особенно если она у тебя хорошая, ведь «шапошники» не дремлют и враз в этой суете, пока ты там отвлекся и свою барышню обнимаешь, головной убор с твоей башкенции сорвут, и где их потом тут в этой куче-мале искать – никому не ведомо. Поэтому и ходили на горку либо в шапочках ниочемных, либо рукой держали, либо вообще без шапки – здравствуй, дядя Менингит! Хорошо, что постепенно милиция навела порядок. Эх, были ж времена…  

А в последние годы на нашей площади не было елки. И ледового городка не было. И праздничных растяжек по улицам, как в прежние годы, тоже не было. Выглядит это все как издевательство. Елку теперь как бы перенесли к новому ДК УЗТМ, якобы в целях «безопасности местных жителей». Все годы с жителями все было нормально, а тут вот о них забеспокоились. Дескать, кому не нравится – поезжайте в центр, господа, наслаждайтесь елкой на центральной площади, там и растяжки, и городок, и платные аттракционы. И елка. Неприятно…  

Вот такие воспоминания. Нет, я не хочу выглядеть тем старпером, у которого раньше было все лучше. Просто, вспоминая отдельные эпизоды из своего детства, своей юности, я нет-нет и ловлю себя на мысли – а ведь вот того и вот этого уже нет! Что-то потерять – проще простого. Восстановить – сложно, а иногда и совсем невозможно. Не всегда это нужно? Может быть, время-то идет, прогресс, акселерация, все такое. Но так хочется иногда вновь увидеть конотопку, облепленную светлячками, или поиграть в футбол в обычном дворе. Не во сне – наяву…

| 76 | оценок нет 15:49 21.01.2022

Комментарии

Книги автора

Крещение 18+
Автор: Ignatoff22
Рассказ / Любовный роман Проза
Крещение иногда бывает совсем не таким, каким ты его себе представляешь…
Объем: 0.301 а.л.
18:13 16.01.2023 | 5 / 5 (голосов: 3)

Тощий
Автор: Ignatoff22
Рассказ / Военная проза Мистика
Наверно, это рассказ о войне. А может быть, не только о войне. Тут пусть каждый для себя решает…
Объем: 0.351 а.л.
10:17 22.05.2022 | 5 / 5 (голосов: 1)

Корпоратив
Автор: Ignatoff22
Рассказ / Пародия Проза Сказка Юмор
Добрые сказки учат нас: выход всегда есть! Обязательно поможет друг, вас выберет счастливый случай, или добрый волшебник будет проходить мимо и обратит внимание на вашу беду. А если у вас, ко всему пр ... (открыть аннотацию)очему, есть еще свои таланты и умения…
Объем: 0.248 а.л.
07:59 15.04.2022 | 5 / 5 (голосов: 2)

Не боги
Автор: Ignatoff22
Роман / Драматургия
Неизлечимо больные люди… Почему именно они, превозмогая страдания, решились пойти на столь отчаянные поступки? Что тому виной: дефицит правосудия или потребность в возмездии? И неужели людям действите ... (открыть аннотацию)льно не понять чужой боли – пока боль не коснется их самих?
Объем: 7.153 а.л.
17:03 04.02.2022 | 5 / 5 (голосов: 2)

На новый лад... - 5
Автор: Ignatoff22
Сборник рассказов / Пародия Сказка Юмор
Иногда при поиске нужного волшебника можно прийти совсем не туда. И тогда в чудесах можно разочароваться…
Объем: 0.447 а.л.
13:25 24.01.2022 | оценок нет

Советское застолье
Автор: Ignatoff22
Рассказ / История Юмор
А ведь все счастье в этом мире – от правильного приема пищи и всего, что с пищею согласуется! Не согласны?
Объем: 0.388 а.л.
09:36 23.01.2022 | 5 / 5 (голосов: 1)

Уралмаш. Неизвестная история. Часть 3
Автор: Ignatoff22
Сборник рассказов / История
Захотелось поведать о различных торговых точках старого Уралмаша и о том, что там запоминающегося в свое время продавалось. Сейчас почти все эти точки уже либо исчезли с карты района, либо перестроены ... (открыть аннотацию) или переформатированы. Но проходя мимо определенного адреса, нет-нет, и чувствую, как кто-то неведомый тихо толкает меня в бок – помнишь..?
Объем: 0.422 а.л.
15:46 21.01.2022 | оценок нет

Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.