FB2

SUPERNOVA

Рассказ / Проза, Реализм, Фантастика
История о том, как великие события влияют на жизни маленьких людей
Объем: 0.38 а.л.

Выдался отличный солнечный день. Теплые лучи отбивались в окнах многоэтажек. Яков сметал опавшую листву с дороги на поляну за тротуаром, где потом должен был собрать её в пучки для транспортировки.  

– Здравствуйте, Яков Михайлович! – поздоровалась Людмила, она жила в многоэтажке, возле которой тот сейчас и работал.  

– Добрый день! – благодарно прижмурился Яков. С возрастом зрение понемногу оставляло его. А может это было результатом долгой научной работы в университете. Кто знает...  

Женщина прошла, и он продолжил уборку. На поляне становилось все больше листьев.  

Рабочий день приближался к своему завершению. Оставалось убрать возле пешеходного перехода. Уборка там только началась, как потухший окурок упал в собранную листву. Это прошёл Сергей. Он когда-то был студентом в ВУЗе, где преподавал Яков Михайлович, но никогда не здоровался с последним. Бывший ученик промчался, не заметив учителя, и исчез в дверях ближайшего подъезда. Яков остался наедине с листвой и окурком. "Ну хотя бы он бросил его туда, где убирают... ", – мудро заметил немолодой дворник. Он давно уже смирился с безразличием людей. Горы мусора, которые он видел каждое утро в жилых кварталах где угодно, но не в баках или урнах, говорили сами за себя.  

" Я же не убрал возле пятого подъезда! ", – напомнил он сам себе. Это надо было обязательно сделать до конца смены, иначе завтра кучи окурков, стеклянных бутылок из-под выпивки и прочего хлама угрожали переехать на детские площадки и дорогу, что значительно усложняло их уборку.  

После работы Яков собрал инвентарь и отнёс его в место хранения, которым служила маленькая комнатушка в торце многоэтажки. Он аккуратно положил в шкаф свою спецодежду, надел старенький пиджак и отправился домой. Большинство коллег переодевались дома, но Яков не любил гулять по городу в спецовке, да ещё и после тяжёлой смены.  

По дороге он зашёл в магазин купить бутылку кефира. Выглядело это почти как ритуал: его отец каждый вечер пил что-то кисломолочное. Очереди не было, час пик был далеко впереди. "Большой плюс работы дворником – это раннее окончание рабочего дня. ", – напомнил себе Яков.  

Входные двери в квартиру были закрыты на оба замка, значит отец сегодня не выходил на улицу. Из комнаты доносился голос диктора новостей. Он разделся и пошел на кухню выложить покупку.  

– Яша, это ты? – поинтересовались из комнаты с телевизором.  

– Да! – ответил он. Вопрос обнадёживал. Значит отец сейчас в полном сознании. Деменция только начала захватывать его сознание и была заметна в незначительных проявлениях, но всё же видеть родного человека здоровым – бесценный дар. Остаток дня прошел в текущих делах. Уложив старика, Яков и сам пошёл спать. На работу он просыпался в четыре утра, а сейчас это было делать гораздо сложнее, чем летом  

* * *  

Яков проснулся от того, что его кто-то звал. На улице светало. "Я что, проспал?!", – он быстро встал с постели.  

– Яша! Яша! Яша..., – отец ещё звал его, но голос становился всё тише.  

Яков пошел в родительскую комнату. Надо было проверить его состояние и, не смотря на возможное опоздание, подготовить всё необходимое для самостоятельного пребывание дома до конца рабочей смены. Заходя, он автоматически посмотрел на часы, висевшие на стене. Те показывали два тридцать пять ночи. Мысли об опоздании смешали всё в сонном сознании, что не давало Якову думать критически.  

– Папа, всё хорошо? – позвал он отца. – Почему ты кричал?  

– Проснулся... ещё рано... в комнате слишком светло...  

Яков подошёл к окну. На небе светили две луны...  

* * *  

Следующий день ничем не отличался от предыдущих: уборка мусора, сметание листвы. Только люди, которые с утра обычно спешили на работу, шли с поднятыми головами. Наверное, они тоже заинтересовались новым природным явлением. Яков ещё посмотрел на небо – вторая луна не до конца скрылась за горизонтом, а значит это был не сон.  

На первый взгляд дома тоже все было по-старому: отец сидел в своей комнате и смотрел телевизор. Как раз начинались новости и Яков решил присоединиться.  

– Добрый день, уважаемые телезрители! И снова про главное – яркий объект в небе сегодня ночью: что это? Спросим эксперта, который находится в нашей студии. – Начал диктор. – Здравствуйте, Виктор!  

– Добрый день.  

– Скажите, пожалуйста, нам и всем телезрителям, что случилось в небе сегодня ночью?  

– Произошло событие, которое учёные называют вспышкой сверхновой звезды.  

– Расскажите поподробней об этом.  

– Это этап жизненного цикла звезды, при котором она значительно увеличивает свою яркость, где-то в десятки тысяч раз. Вероятнее всего это происходит из-за взрыва. Именно это явление мы и можем с вами наблюдать в небе.  

– А известно, какая именно звезда взорвалась?  

– Ещё нет точных данных, но место на небосводе, где это произошло, соответствует размещению звезды Бетельгейзе. Она, кстати, и была первым кандидатом на сверхновую.  

– И чего же теперь ждать человечеству? Есть ли какие-то угрозы?  

– Угроза на данный момент для нашей планеты отсутствует. Звезда находится на расстоянии от 499 до 636 световых лет, то есть материальные остатки взрыва если и достигнут Солнечной системы, то где-то тысяч через шесть лет. Гамма-всплеска при взрыве ученые не зафиксировали. Человечеству остаётся лишь наслаждаться невероятным природным явлением и привыкать к светлым ночам.  

– И с этим нам теперь жить всегда?  

– Нет. Любая звезда имеет ограниченный запас топлива, если можно так сказать. Сейчас сверхновая тратит в десятки раз больше энергии, чем обычно, поэтому она уменьшит свою яркость в диапазоне от трёх месяцев до двух лет. И все станет, как и было...  

Потом ведущий попрощался с ученым и продолжил выпуск.  

– Не думал, что доживу до таких времён... – отец часто использовал эту фразу, когда находился под впечатлением.  

– Пойду я наверное готовить обед. – Яков сказал это как будто сам себе.  

* * *  

Вечером было странное ощущение, будто вечер не наступил. Город начал погружаться в сумерки, и так в них и остался. На улице было довольно светло. Яков обрадовался, что в его комнате висели плотные шторы, не пропускающие свет, а значит ничто не помешает его сну.  

Просыпаться в новом мире тоже было необычно. Будто и не ложился. Из окна смотрел всё тот же засыпающий город. Словно время остановилось... Только солнце, вышедшее после начала смены, обозначило начало нового дня.  

Зато на работе всё было как всегда: мусор и листва. Все те же горы окурков и бутылок лежали возле переполненных урн. "Людей ничто не изменит, – подумал Яков, – даже событие вселенского масштаба... ".  

Рабочий день понемногу приближался к своему завершению. Солнце уже начало исчезать за многоэтажками. Он заметил, как рядом прошёл знакомый сгорбленный силуэт. Это был бездомный, обитавший неподалёку. Его звали Павел, вспомнил Яков. Точнее Павел Иванович. Он уже был в солидном возрасте. Вообще по специфике нынешней работы и благодаря многолетней научной практике, помогающей тренировать память, бывший преподаватель имел в голове почти картотеку всех бездомных, проживающих в данном районе города.  

– Добрый день! – автоматически поздоровался Яков Михайлович. Он всегда здоровался с теми, кого знал, хотя и понимал, что не всем это нужно.  

Силуэт остановился медленно развернувшись.  

– Здравствуйте. – ответил Павел. – Что, метёте?  

Вопрос был очень посредственным. Яков уже хотел ответить на него, как обнаружил что-то странное. На старой поношенной рубашке Павла виднелась новая расстёгнутая теплая куртка, будто из бутика. Ещё и обувь была новой – хорошие теплые ботинки. Как раз по сезону. Яков не стал лезть в чужие дела, поэтому просто ответил:  

– Да. Работаю...  

– А я вот не могу нарадоваться своим обновкам. Видите, какие хорошие?  

Павел повернулся сначала вправо, затем влево, чтобы собеседник мог все увидеть  

– Да, действительно. – Ответил Яков. Он уже хотел закончить этот разговор, но таким как Павел всегда не хватает обычного человеческого общения.  

– Это всё та штука виновата. – Павел Иванович указал на небо.  

– Которая? – Яков не понял.  

– Ну та, что загорелась позавчера в небе. Сижу я значит вчера вечером у себя. Готовлюсь ко сну. А смотрю – на улице людей больше стало. Все гуляют, фотографируют небо. Какие-то парни увидели, как я спать ложусь, подошли, спросили не холодно ли и ушли. Потом принесли мне термос и ещё это. – Павел снова показал обновки.  

– Это хорошо. – Сказал Яков. – Теперь Вам не холодно и зимой будет.  

– Да. Ну я пошёл...  

– До свидания.  

Яков снова остался в одиночестве со своими мыслями.  

* * *  

Через неделю яркая гостья на небосводе уже не казалась никому чем-то странным. Единственным изменением в жизни было светлое утро в конце ноября. Это даже подбадривало.  

Утренний двор был пуст. В окнах только начинал появляться свет. Рассвет, хоть сейчас он был очень условен, нравился Якову. Это время казалось ему самым чистым.  

Сначала он проверял урны возле подъездов. Там всегда было много остатков жизнедеятельности разных ночных компаний. В этот раз возле первого подъезда весь мусор находился в урне. Да и то, его было не много. Яков удивился, но его это обрадовало. Возле других подъездов была такая же картина. Больше того – возле других домов было также.  

Яков провёл в мыслях следующие несколько часов. Он не знал, что могло стать причиной отсутствия мусора.  

Во время обеденного перерыва, находясь в своей бытовке, он почти закончил, как в комнату кто-то стремительно ворвался:  

– Вы на улицу хоть выходите или всё время здесь сидите?! – это вошёл Данил, бригадир дворников. У него было особое отношение к Якову Михайловичу, как казалось последнему.  

– Я был все время на улице, убирал. Зашёл только на обед. – Яков пытался отвечать сдержанно, но и не лишиться самоуважения.  

– Выйдите и посмотрите, как Вы поубирали!  

Яков вышел на улицу. На тротуаре возле последнего подъезда лежала куча бытового мусора. Было видно, что она упала с движущегося автотранспорта. Он вспомнил: когда шёл на обед, видел проезжающий грузовик для уборки мусора.  

– Когда я шёл на обед, этого не было.  

– Ну конечно. Его же трудно заметить. Уберите немедленно.  

– Мне понадобится на это время. Возможно, тогда я не успею убрать там листву. – Яков указал в конец улицы.  

– Да хоть до ночи тут сидите. Машина приедет за листьями завтра в два часа дня. Я всё сказал!  

Данил отвернулся от подчиненного и ушёл. Наверное, этот жест означал бескомпромиссность приказа. Так показалось Якову.  

Вечером, уставший от трудной работы, он решил посидеть в комнате отца и немного отдохнуть. Тот как всегда смотрел телевизор. В новостях показывали интересный сюжет: то, что сегодня увидел Яков, было не единичным случаем, во многих городах мира была похожая ситуация с мусором, остававшимся от ночных компаний в жилых кварталах. В сюжете этот феномен связывали с увеличением количества людей на улице в ночное время. Произошло перераспределение часов социальной активности. Психолог, дававший интервью, назвал это фактором "общественного порицания" и "пассивного контроля".  

– Какая неожиданность, – Яков прокомментировал услышанное. – Куда ещё нас может завести эта сверхновая?  

* * *  

По дороге в офис управляющей компании, где он работал, Яков думал над тем, что могло быть причиной приглашения: с Даниилом он не ссорился, даже когда тот позволял себе лишнее, работу свою делал ответственно, повышение ему было не нужно. Да и смешно было бы такое услышать. Не для карьеры он сюда устроился.  

Пока он размышлял, из каменных джунглей возникло трёхэтажное белое здание – это и было место назначения.  

За дверью находился пост охраны. Дежурный знал Якова, поэтому без вопросов пропустил его внутрь. Теперь надо было подождать перед службой персонала.  

Минут через пять его пригласили. Внутри было очень красиво. С ним должен был пообщаться менеджер.  

– Здравствуйте, Яков Михайлович! Как Ваши дела? – картонно улыбалась ему женщина лет тридцати пяти.  

– Здравствуйте! Все хорошо. Спасибо за внимание. – Он до сих пор не мог понять цель беседы.  

– Мы Вас вызвали вот по какому делу. За последний месяц наши специалисты заметили уменьшение количества остаточного мусора в жилых кварталах. А тот факт, что приближается зимний период, когда используется автоматизированная уборка участков, свидетельствует, что в нашей компании имеется избыточное количество трудовых ресурсов. К сожалению, мы не можем себе такого позволить. Поэтому руководством принято решение о сокращении Вашей позиции.  

– То есть Вы меня увольняете? – Яков наконец-то узнал причину. Это одновременно было и облегчением, и неприятностью.  

– Нет. Мы Вас сокращаем. У Вас будет ещё месяц. Потом мы самостоятельно передадим Ваши документы в Центр занятости. Думаю, с Вашим образованием, научной степенью и опытом, Вам будет нетрудно найти новую работу.  

Искусственная улыбка не сходила с лица женщины. Якову оставалось только кивнуть и уйти. Он понимал, что не она принимает такие решения, а разговаривать со своим руководителем ему не хотелось.  

По дороге домой чувствовалась грусть. Но и облегчение засело где-то в глубине. Пару лет назад, когда он со скандалом уволился из университета, жена подала на развод, мать умерла и надо было приглядывать за отцом, эта работа показалась единственным выходом. Сюда он будто сбежал от всего мира. Но всё рано или поздно заканчивается...  

* * *  

Яков проснулся среди ночи. Он лежал и смотрел в потолок. Уже два месяца без работы. Наверное, отсутствие занятости и было причиной частичной бессонницы.  

На улице было тихо. Как-то слишком. Тишина застыла в ушах плотной стеной. Яков поднялся, ему захотелось пройтись.  

Сначала он решил зайти к отцу, проверить всё ли в порядке. Там было темно. Яков прошёл мимо отцовской кровати к окну. Оно не было зашторено. Появилось странное чувство, что чего-то не хватает. Ещё раз посмотрев в окно, он понял чего: сверхновая погасла. Город спал, накрывшись спокойным сумраком. Наконец он мог отдохнуть и подготовиться к новому дню.  

– Папа, ты спишь? – Яков обернулся к кровати.  

Никто не отвечал. На всякий случай, он решил проверить дыхание. Наклонившись над отцом, он ничего не почувствовал. Руки были холодные, как и лоб. Пульс не прощупывался. Ушёл...  

С утра он сидел один в пустой квартире. Скорая ещё ночью забрала отца. Оставалось только подготовиться к церемонии прощания.  

Зазвонил его телефон:  

– Добрый день, Яков Михайлович!  

– Здравствуйте. Кто это?  

– Вас беспокоит отдел персонала ЗАО "Атомэнерго". Мы рассмотрели Ваше резюме и хотим Вас пригласить на собеседование на должность инженера. Вам интересно данное предложение?  

– Да, но сейчас не совсем то время. У меня есть семейные обстоятельства... умер отец.  

– Мы всё понимаем. Искренне сочувствуем.  

– Спасибо.  

– Будет ли вам удобно встретиться на следующей неделе?  

– Да.  

– Тогда ждем Вас в следующий вторник в два часа по полудню.  

– Хорошо. Спасибо.  

– До свидания...  

Внутри возникла странная смесь печали и радости. Чувства буяли, будто кто-то лил кипяток на лёд. Непонятно почему Яков решил выйти на улицу. Надев свой старый пиджак, он открыл дверь квартиры. Может начало весны, надвигающейся на город, сможет расставить всё, что творится в душе, на свои места.  

Солнце уже поднялось. Его лучи опять пробивались в окна домов. Яков вышел из подъезда – урна, стоявшая возле, была переполнена: гора окурков, бутылок и прочего хлама возвышалась на асфальте. Всё возвращалось на круги своя...  

| 36 | оценок нет 13:20 09.01.2022

Комментарии

Книги автора

Сон
Автор: Hamster89
Рассказ / Драматургия Фантастика Философия
Аннотация отсутствует
Объем: 0.288 а.л.
22:48 25.11.2021 | 4.5 / 5 (голосов: 2)

Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.