Русская классическая проза, то есть проза девятнадцатого века, считается одним из крупных достижений русской культуры мирового масштаба. Ярко выраженный реализм главных русских романов девятнадцатого века совмещается с проникновенным психологизмом и постановкой крупных общественных проблем. Это делает русскую классическую прозу важным этапом в осмыслении природы человека и общества. Это придаёт животрепещущую актуальность произведениям таких авторов как Тургенев, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Гончаров, Толстой, Лесков, Чернышевский и Чехов.
Среди многообразия тем, мотивов и героев русской классической прозы важное место принадлежит изображению нового человека России того периода – революционера или, по более распространённой тогда терминологии – «нигилиста», отрицателя устаревшей, лживой, лицемерной морали и проповедника нового общества, где не будет несчастья, страдания, несправедливости и угнетения человека человеком. Не все классические русские прозаики с одобрением изображали нигилистов. Гончаров, Лесков, Достоевский в определённые периоды своей литературной активности выступали с резко антинигилистических позиций.
Главными певцами революции и революционеров, нигилизма и нигилистов в русской классической прозе стали Тургенев (ввёл в оборот само понятие «нигилист») и Чернышевский. Значительно позднее одобрительно изобразил революционеров в своих произведениях Толстой. Чехов по отношению к нигилистам проявил некую нейтральность, не приняв ни нигилистической, ни антинигилистической точки зрения. Несмотря на очевидно радикальную политическую позицию писателя, нет следов изображения нигилистов в сочинениях Салтыкова-Щедрина.
Воспеванию нигилистов посвящены романы Тургенева «Отцы и дети» (1862) и «Новь» (1877). Подробно описаны новые люди России в романе Чернышевского «Что делать? » (1863). Значительно позднее этих трёх главных манифестов нигилизма появился роман Толстого «Воскресенье» (1899), где нигилисты стали одной из важных, но второстепенных тем. Нигилистические романы Тургенева никогда не запрещались в России. Роман Чернышевского был запрещён почти сразу после его опубликования. Нигилистический роман Толстого выходил в царской России со значительными купюрами.
Не следует думать, что все антинигилистически настроенные русские классические прозаики всегда строго придерживались этих своих реакционных воззрений. Увлекался идеями гуманизма и даже социализма в своих ранних произведениях Достоевский. Лесков, начав с острой критики нигилизма, впоследствии выпустил антицерковный роман «Соборяне» (1872), который можно считать косвенным одобрением нигилизма, поскольку критикуемая им официальная русская церковь считалась одним из самых антинигилистических официальных институтов Российской империи. Гончаров ещё до публикации своего главного антинигилистического романа «Обрыв» (1869) написал наиболее известное своё произведение «Обломов» (1859), где подверг донигилистической, резкой критике помещичий строй и общую отсталость тогдашней России.
Таким образом, можно сказать, что русская классическая проза подробно интересовалась русским революционным (нигилистическим) движением и отнеслась к будущей русской революции остро полемически, с некоторым тяготением к оправданию нигилизма, несмотря на наличие таких мощных антинигилистических памфлетов как «Преступление и наказание» (1866), «Бесы» (1872) и «Братья Карамазовы» (1880) Достоевского, «На ножах» (1870) и «Некуда» (1864) Лескова и «Обрыв» Гончарова.
Нет сомнения, что русский революционный роман, представленный прежде всего такими столпами русской классической прозы, как Тургенев, Чернышевский и Толстой, сыграл в прошлом и играет в наше время важную роль в пропаганде идей революции, нигилизма, обновления общества, пропаганде нового, общественно активного человека, преобразующего своей революционной, нигилистической деятельностью общество на основах разума, гуманизма, справедливости и всеобщего счастья.
Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Анализируя ситуацию просто понимаешь, что другого всё равно не поставят, даже если ВВП впадет в маразм по возрасту. Всё уже далеко зашло. Как шутит Максим Галкин "Мы опять обрели своего царя".
Хотя эта тема, честно говоря, немного полнадоела. Лучше про Афганистан поговорить. Талибы сейчас развернут там оплот ИГ, а Жириновский просит признать их режим легитимным и создать там Пуштунистан. Американцы опять лгут всему миру, что они проиграли в Афганистане, всё это будет подконтрольно истеблишменту США в той или иной степени. Героин так будут производить, там целое поколение этих крестьян выросло, которое только и умеет выращивать мак.