FB2

Дальнейшую судьбу установить не представилось возможным

Рассказ / История
Я,уполномоченный Рай(Гор) Отделения Винницкого ГПУ УССР ГРИГОРОВИЧ,рассмотрев материалы о преступной деятельности КОЗЛОВСКОЙ-ШЕВЧУК МАРИИ ИОСИФОВНЫ, выразившиеся в подозрении в шпионаже в пользу Польши,способствовании в переправе за кордон усматривая в означенный деяниях наличие признаков преступления,предусмотренного
Объем: 0.245 а.л.

Декабрь 1932 года город Проскуров  

 

НКВД УССР Каменец-Подольская область  

 

Дело № 257  

 

По обвинению  

 

ЖУЛКЕВСКОГО ЮЛИАНА ДЕМЪЯНОВИЧА  

СИВЕЦА АППОЛИНАРИЯ АНТОНОВИЧА  

ГЛАДКОЙ ЮЛИИ НИКОЛАЕВНЫ  

КОЗЛОВСКОЙ-ШЕВЧУК МАРИИ ИОСИФОВНЫ  

 

 

По ст. ст. 54-б, 56-25 УК УССР  

 

Начато 18 декабря 1932 г. Окончено 17 апреля 1933 г.  

 

28. 03. 1933 г.  

 

гор. Проскуров Постановление  

 

Я, уполномоченный Рай(Гор) Отделения Винницкого ГПУ УССР ГРИГОРОВИЧ, рассмотрев материалы о преступной деятельности КОЗЛОВСКОЙ-ШЕВЧУК МАРИИ ИОСИФОВНЫ, выразившиеся в подозрении в шпионаже в пользу Польши, способствовании в переправе за кордон усматривая в означенный деяниях наличие признаков преступления, предусмотренного  

 

ст. ст. 54-б, 56-25 УК УССР.  

 

Постановил:  

 

На основании ст. ст. 93 п. 2 и 108 УПК настоящее дело принять к своему производству и начать предварительное следствие.  

 

На основании ст. ст. 142 и 144 и руководствуясь ст. ст. 145 и 156 УПК мерой пресечения способов уклонения от суда и следствия в отношении обвиняемого КОЗЛОВСКОЙ-ШЕВЧУК избрать содержание под стражей при Проскуровском ДОПРЕ.  

 

29. 03. 1933 Подпись неграмотная Х Х Х  

 

28 марта 1933 года  

 

Анкета арестованного  

 

КОЗЛОВСКАЯ-ШЕВЧУК  

 

МАРИЯ ИОСИФОВНА  

 

1901 г. р.  

 

Место жительства г. Проскуров. ул. Глухая № 55  

 

Домохазяйка  

 

Из рабочих-строителей  

 

Соц. и полит. прошлое-нет  

 

УССР полька  

 

Неграмотная  

 

Имущ. Положение : дом  

 

Здоровая  

 

Со слов не судима  

 

Члены семьи:  

 

1. КОЗЛОВСКИЙ МАРЦЕН МИХАЙЛОВИЧ – муж,  

 

2. ВАЦЛАВ – 8 лет сын,  

 

3. Вера – 7 лет дочь Подпись обвиняемой Х Х Х  

 

28 марта 1933 года  

 

Протокол допроса  

 

Я. мещанка гор. Проскурова, родилась в семье каменщика поляка ШЕВЧУКА ИОСИФА в 1901 году. Мой отец в настоящее время также каменщик и одновременно секретарь польского религиозной общины в Проскурове, ему лет 53 он с матерью проживает по Глухой ул. № 27 в собственном доме, при нем живут три моих сестры.  

 

ТЕОФИЛИЯ 24-х лет, была замужем за КУРЖИЕМ ФЕЛИКСОМ которого выслали за шпионаж в 1929 году. Она от него имела последнее письмо года 2 тому назад из ссылки-золотых приисков.  

 

У ТЕОФИЛИИ девочка ИРА 3-х лет. Живут они с заработка ТЕОФИЛИИ, которая работает на строительных работах.  

 

Сестра ЛИЗА 22 лет, замужем за СЕНДЕЛЕМ ИОСИФОМ, он член партии, замещает секретаря парт. ячейки деревообделочной фабрики. При них и вообще детей нет.  

 

Сестра ЦЕЗЯ 20-ти лет, девица, работает на деревообделочной и брат СТАНИСЛАВ 17 лет, так-же  

 

работает на деревообделке.  

 

У отца проживает сын АНТОН 8 лет. Квартирантами у отца является семья БЕКЕРМАНОВ. БЕКЕРМАН СРУЛЬ работает на почте почтальоном и проживает там лет восемь.  

 

У меня был брат ЯН-ИВАН, рождения 1903 года, в старое время он учился в гимназии им. Сенкевича в Проскурове, его при отступлении белополяков из Проскурова в бою на улице убили части Красной армии. Действительно он в числе других скаутов которые были при гимназии Сенкевича участвовал в бою против наступающей Красной армии и был убит на Каменецкой улице.  

 

Кто еще принимал участие в стычках против Красной армии я не знаю, как и то, кто принадлежал к скаутам. Я, будучи старшей в семье не могла учиться совершенно, и помагала в хозяйстве дома.  

 

Относительно КУРЖИЕВ знаю следующее: ФЕЛИКС КУРЖИЙ сослан, его брат ЛЮДВИГ два года тому назад уехал неизвестно куда, брат БОЛЕСЛАВ проживает по РЕМЕСЛЕННОЙ улице.  

 

Живет с матерью.  

 

Отец КУРЖИЙ так же был сослан незадолго до высылки ФЕЛИКСА и имеются сведения, что он якобы на высылке умер. Сам КУРЖИЙ был крупный арендатор.  

 

Я действительно дружила с БРОНЕЙ КАЛИНОВСКОЙ с малых лет. БРОНЯ вышла замуж в 21-м году за ДЫЯКА НИКОЛАЯ и убыла из города на хутор РАКОВА, поэтому я с ней перестала вести дружбу как раньше. О ее бегстве в Польшу в 31-м году с кузнецом СОКОЛОВСКИМ я узнала от НИКОЛАЯ ДЫЯКА. О предполагавшемся ее нелегальном бегстве я ничего не знаю, она мне ничего не говорила.  

 

Правда не отрицаю, что я как бывшая ее подруга с которой совместно посещали костел, пела на клиросе при органах, после ее замужества часто покупала молоко, ибо она этим торговала на базаре. Однако по существу ее бегства я ничего не знала. Ее подруга, как я хорошо знаю была ГЛАДКАЯ ЮЛИЯ, они с ней отдельно дружили, говорю это на основании того, ибо мы совместно вдвоем никуда не ходили. Я хорошо помню что я с БРОНЕЙ без ЮЛИИ ГЛАДКОЙ с 1918 года и по день отступления белополяков из Проскурова часто посещали польский дом-клуб, который помещался напротив сада, ныне памятника Ленина и правее партийного комитета.  

 

Там часто устраивались вечера, танцы, концерты и проч. Для органиченного общества за плату.  

 

Я не помню фамилии кто туда ходил, но не отрицая что туда ходили и польские офицеры.  

 

Руководила этим домом некая ОЖЕХОВСКАЯ, знаю я это потому, что на билетах была подпись ОЖЕХОВСКОЙ. Никого я не помню из тех военных, которые посещали польский дом и впоследствии ни с кем никакой связи не поддерживала.  

 

Относительно ГЛАДКОЙ ЮЛИИ а также ДЫЯК БРОНИСЛАВЫ я каких нибудь подробностей сказать не могу.  

 

Отрицаю всякую помощь б. моим знакомым и настоящим в деле какой-либо шпионской и контр-революционной работы.  

 

Записано с моих слов правильно, мне зачитано, в чем я неграмотная ставлю кресты  

 

Х Х Х (КОЗЛОВСКАЯ_ШЕВЧУК МАРИЯ)  

 

Допрос вел оперуполномоченный ОО ГРИГОРОВИЧ  

 

К следделу № 257 Обвинительное заключение  

 

3. Обвиняемая ШЕВЧУК-КОЗЛОВСКАЯ МАРИЯ, полька, 32 лет, ближайшая подруга бежавшей в Польшу ДЫЯК БРОНИ, причасна к шпионской деятельности и в связи с порутчиком Подволочиской разведки КОБРИНСКИМ, КОТОРОГО В 1921 ГОДУ ПЕРЕПРЯТЫВАЛА НА ДОМУ В Проскурове. Ориентировки ИНО ВОП погранотряда ГПУ подвергают использованию польскими разведорганами обв. ШЕВЧУК МАРИЮ по Проскурову ( см. аг. дело «Беглецы»).  

 

ШЕВЧУК-КОЗЛОВСКАЯ отрицает шпионскую работу в пользу Польши, признает связь с бежавшей.  

 

Отец ШЕВЧУК МАРИИ владелец двух домов в Проскурове, видный активист-религиозник города.  

 

Полагал бы:  

 

Направить на рассмотрение суд. тройки при комитете ГПУ УССР с ходотайством о применении в отношении вышеперечисленных обвиняемых следующей меры социальной защины – заключение в концлагерь сроком на пять лет каждого.  

 

5 апреля 1933 года гор. Проскуров  

 

Акт  

 

Мы, нижеподписавшиеся, комиссия под председательством врача М, Т, РАВВИНСКОГО и членов врачей ЛИПШТЕНИС Х, Г, сего числа освидетельствовали гр-ку КОЗЛОВСКУЮ МАРИЮ ИОСИФОВНУ, жит. Г. Проскурова, 30-ти лет, на предмет определения годности его по состоянию здоровья проживать в северных местностях союза.  

 

Диагноз: малокровие.  

 

На основании изложенного комиссия пришла к заключению что означенная гр. КОЗЛОВСКАЯ МАРИЯ ИОСИФОВНА по состоянию своего здоровья проживать в северных районах союза  

 

__ « ДА»__, может следовать туда этапом __ «ДА»__ может, но не пешком, о чем составлен настоящий акт.  

 

Подписи членов комиссии  

 

Выписка из протокола 91/965  

 

Совещания при комитете ГПУ УССР от 28. 04. 1933 года  

 

Постановили:  

 

КОЗЛОВСКУЮ-ШЕВЧУК МАРИЮ ИОСИФОВНУ из под стражи освободить, лишив права проживания в 12-ти пунктах сроком на три года, считая срок с 28. 03. 1933 г.  

 

Дело сдать в архив.  

 

Заключение 30 июня 1989 года.  

 

В отношении КОЗЛОВСКОЙ-ШЕВЧУК М. И. по материалам уголовного дела № 14748.  

 

Данные о родственниках: принятыми мерами судьбу и местожительство родственников установить не представилось возможным.  

 

Дальнейшую судьбу КОЗЛОВСКОЙ-ШЕВЧУК М. И. установить не представилось возможным.  

 

КОЗЛОВСКАЯ-ШЕВЧУК МАРИЯ ИОСИФОВНА попадает под действие ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года.  

 

«О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в перид 30-40 х годов и начала 50-х годов. »  

 

Ст. помошник военного прокурора Прик ВО полковник юстиции ШЛЕЦКН  

 

Комментарий:  

 

МАРИЯ ИОСИФОВНА КОЗЛОВСКАЯ-ШЕВЧУК старшая сестра моей мамы ЗАПАДЕНКО-ШЕВЧУК ЦАРИЛИ ИОСИФОВНЫ.  

 

По рассказам родственников, которые очень неохотно говорили об этом периоде жизни в городе Проскуров, тетю Маню посадили в тюрьму НКВД за то, что ее подруга бежала в Польшу.  

 

Судя по статьям обвинения всем подсудимым грозила высшая мера наказания-расстрел.  

 

Уголовный кодекс УССР (отрывки)  

 

Статья 54-а Измена родине, т. е. действия совершенные гражданами Союза ССР в ущерб военной мощи Союза ССР, его государственной независимости или неприкосновенности его территории, как-то: шпионаж, выдача военной или государственной тайны, переход на сторону врага, бество или перелет за границу, караются высшей мерой уголовного наказания- РАССТРЕЛОМ с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах-лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией всего имущества.  

 

Статья 54-1б Те же преступления, совершенные военнослужащими, караются высшей мерой уголовного наказания-расстрелом с конфискацией всего имущества.  

 

Согласно статьи обвинения мирные гражданские жители города Проскурова стали военно-служащими.  

 

Тогда становится непонятным, почему все обвиняемые получили столь « не значительный» приговор.  

 

По рассказам родственников начало тридцатых годов в Проскурове ознаменовалось большим количество арестованных жителей Каменец-Подольской области. Практически все обвинения заканчивались расстрелом. И группой жителей города Проскурова было составлено письмо-жалоба в гор. Москву в центральный аппарат НКВД СССР, письмо было отправлено с посыльными и они доставили его по назначению.  

 

В Проскуров приехала комиссия по проверке работы местного НКВД. По результатам работы комиссии практически весь состав НКВД города Проскурова был расстрелян.  

 

Комиссия пересмотрела дела находящихся в тюрьме людей и по большинству из них приняла «более мягкое решение» применить ко всем высылку из города Проскурова.  

 

В это число попала и тетя Маня.  

 

Местом высылки для нее определили город Курск.  

 

В Курске семья КОЗЛОВСКИХ прожила всю свою оставшуюся жизнь Там же в семье родилась еще одна дочка.

| 74 | оценок нет 08:05 18.06.2021

Комментарии

Книги автора


Инструкция для дворников в Подольской губернии (в т.ч. Проскурове)
Автор: Bibliofag
Рассказ / История
Аннотация отсутствует
Объем: 0.729 а.л.
07:16 23.04.2024 | оценок нет

О еврее проживающем в м.Меджибож АЙЗИКЕ ШОРЕ
Автор: Bibliofag
Рассказ / История
Аннотация отсутствует
Объем: 0.345 а.л.
14:22 20.04.2024 | оценок нет

об азартной с ним игры помещика БОЛЕСЛАВА СПАНОВСКОГО
Автор: Bibliofag
Рассказ / История
Аннотация отсутствует
Объем: 0.88 а.л.
12:48 19.04.2024 | 5 / 5 (голосов: 1)

Сквозь призму памяти
Автор: Bibliofag
Стихотворение / Мемуар Проза
(из воспоминаний бывшего полицейского надзирателя)
Объем: 2.031 а.л.
06:19 13.04.2024 | 5 / 5 (голосов: 1)

Из отчета уполномоченного по делам религии
Автор: Bibliofag
Рассказ / История
Аннотация отсутствует
Объем: 0.062 а.л.
21:31 12.04.2024 | оценок нет

О ПОЖАРАХ В МЕДЖИБОЖЕ
Автор: Bibliofag
Рассказ / История
Пожа́р — неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, опасность жизни и здоровью людей и животных.
Объем: 0.475 а.л.
12:31 10.04.2023 | оценок нет

Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.