"Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи... " Александр Пушкин. (Из Пиндемонти)
Я НИКОГДА НЕ ЗАБУДУ И НЕ ПРОЩУ НИЗКОПРОБНЫХ ПОДОНКОВ, КОТОРЫЕ ОТ ЗАВИСТИ ПЫТАЛИСЬ ПРОГНУТЬ МЕНЯ НИЖЕ СВОЕГО ПРИНИЖЕННОГО УМСТВЕННОГО УРОВНЯ.
ПУСТЬ ВАША ПОДЛОСТЬ ВЕРНЁТСЯ НЕ ТОЛЬКО ВАМ, НО И ВАШИМ ПОТОМКАМ БУМЕРАНГОМ...
Деятельность представителей поварской-гинекологической-психиатрической-сплетенной системы описана в сборнике "Плевок-бумеранг от культуры".
"Библиотека защищается сама, она непроницаема, как истина, которую хранит в себе, коварна, как ложь, в ней заточенная. Лабиринт духовный — это и вещественный лабиринт. Войдя, вы можете не выйти из библиотеки"*
Когда 30 октября 1991 года библиотекари Минского района выдвинули меня на звание "Заслуженный работник культуры", ко мне (через несколько месяцев после этого действия) в библиотеку, где я заведовала тринадцать лет, приехала с проверкой комиссия. (Незадолго до их визита был телефонный звонок, где звонящий вкрадчиво так сказал, что за звание платить нужно. На мой вопрос: "А кто это меня так просвещает? " раздались короткие гудки).
В этот день местная жительница привела записаться в библиотеку свою дочь. Пока я заполняла формуляр, малышка выбрала себе две книжки. Для полной картины произошедшего я должна пояснить, что, как и везде, в библиотеках есть план. Первым его пунктом является борьба за увеличение числа читателей. Хотя и без этого указующего перста каждый любящий своё дело библиотекарь будет всю жизнь стремиться, чтобы люди тянулись к книгам и как больше народа шло в книжный храм. Являясь служителем книжного царства, я, естественно, предложила и женщине стать читателем. Она согласилась. но выбирать книгу отказалась, а попросила записать на её абонемент одну из книжек дочери, пояснив при этом, что это чтиво у них на двоих.
"Ибо не всякая истина — не всякому уху предназначается, и не всякая ложь может быть распознана доверчивой душой"*.
Когда за моими новыми читателями закрылась дверь, одна из проверяющих гневно воскликнула: "Вы видели? Она записала сказку взрослому человеку!.. " По сей день я не получила ответа на вопрос, что же за преступление было мной совершено? Зато затянувшаяся пауза говорила о том, что готовятся новые катаклизмы для моей жизни. Но, видимо, меня там, наверху, кто-то сильно любит, и его божественная длань отвела от моего сердца искусственно созданные недоброжелателями неурядицы и наветы. Добро победило в очередной раз.
А вспомнилась мне эта история вот почему.
Недавно я узнала, что романтичные датчане решили в знак своего преклонения и восхищения возвести прижизненный памятник своему кумиру – Гансу-Христиану Андерсену. Мастер на это согласие дал и вместе с почитателями стал ждать завершения работы скульптора над макетом. Но, увидев гипсовую миниатюру, сказочник отказался от предложенного дара – творца возмутило, что вокруг его фигуры было расположено множество детских фигурок. Согражданам сочинитель объяснил обиду так: "Сказки я пишу не столько для детей, сколько для взрослых"... http://www. proza. ru/2019/11/06/688
Кстати, книжки, которые выбрала моя юная читательница, назывались: одна – "Гадкий утёнок", вторая – "Дюймовочка".
Назвать мой клуб "Русалочка" детским в корне неправильно. Конечно, основная ориентация – привить любовь к чтению у детей, занять из свободное время, научить использовать каждый день своей жизни с пользой. Однако в составе клуба были и взрослые, которым не зазорно было выступать вместе с подростками. К тому де они часто рассказывали личные истории из своей жизни, на которых подрастающему поколению было чему поучиться. С 14 декабря 1990 года активным участником клуба стал и мой муж (это день нашего бракосочетания и День Рождения Клуба). Он не имел слуха, но зная три армейских аккорда, играл на гитаре и у нас получился дуэт – "ПеЛарис". Мы много выступали на радио, телевидении, где пели не только собственные песни, но и на стихи некоторых белорусских поэтов. Параллельно я проводила репетиции с ребятами. Надо отметить, что никто мне за это не платил, и проводила я время с детворой разных возрастов после основной работы. Находились глупцы, с насмешкой относившиеся к этому занятию вне расписания – "им, гагарам, недоступно" было понять, что любимое дело не признаёт временных рамок, и что чужую биографию нельзя писать своим умишком.
"Только библиотекарь имеет право двигаться по книжным лабиринтам, только он знает, где искать книги и куда их ставить, только он несет ответ за их сохранность"*.
Одним из наших театральных плодов был спектакль по сказке Андерсена
"Русалочка". Об этом я написала в Данию. Вскоре оттуда пришла бандероль, содержимое которой пополнило наш альбом – книги, открытки, письмо.
У многих первых членов клуба уже дети такого возраста как были они создавая клуб. Я спросила у этих уже умудрённых жизненным опытом людей, что для них значит "Русалочка". Ответили: "Корабль детства, на который мечтается вернуться"...
После этого заверения так и хочется спросить у моих злопыхателей словами Владимира Маяковского: "А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб? "
"Библиотекарь оберегает тома не только от людей, но и от природных сил, посвящая жизнь борьбе с губительным Забвением, этим вековечным врагом Истины"*.
P. S. Мелкие пакости продолжались, и я ушла, написав в заявлении, что ухожу по-собственному желанию из-за травли и каждый момент подробно расписала на трёх листах. Уже потом, работая несколько лет в журналистике, я узнала, что ещё при моей работе 15 декабря 1992 года (я ушла в отпуск 14 декабря того года) за моей спиной было собрано собрание (но при этом за хорошую работу наградили перед отпуском премией, от которой я отказалась), где меня, облив грязью, уже не выдвинули на звание. Протокол этого собрания мне помогли достать в Ассоциации Защиты Прав Человека. Такого неряшливого, полного вранья, без печати, и нетактично составленного документа, я ни до ни после не видела. Конечно же ни мои новые формы работы, ни статьи, ни награждения здесь упомянуты не были... Как сказала одна из участниц, посыпая голову пеплом – на это звание другого человека метили, а на меня была установка – любыми путями завалить: "Куда она денется? Работать всё равно будет"... Но и Реут это звание не дали – чужой опыт работы ей как-то не подошёл...
газета "Здравый смысл", май-2000год
На аватаре (когда появится возможность, то вставлю коллаж):
1. Вот так меня, как молодого специалиста, приехавшего работать по направлению после окончания стационарного обучения, ставили в очередь на получение жилья:
а) первый ответ на моё заявление с этой просьбой: от 26. 01. 81. №16. гр-ке Владыко Л. ф. На Ваше заявление, адресованное на имя председателя Минского райисполкома, о постановке на очередь на получение жилья, исполком Боровлянского сельского Совета народных депутатов сообщает, что Вы проживаете и прописаны в общежитии госпиталя ИОВ №10 ком 104, жилая площадь комнаты 18 кв. м на ней проживает всего трое. Это соответствует санитарным нормам. Для постановки на очередь нет оснований.
Председатель исполкома сельского Совета народных депутатов В. Н. Тумилович.
б) второй – реакция после вмешательства в данную юридически-безграмотную и комедийно-грустную ситуацию журнала "Человек и Закон": Гр-ке Владыко Л. Ф. Исполком Боровлянского сельского Совета народных депутатов сообщает, что Ваше заявление взято на учет на получение жилья в исполкоме сельского Совета. Решение исполкома от 25. 08. 1981 года.
Председатель исполкома сельского Совета народных депутатов В. Н. Тумилович.
Квартиру я получила в августе 1989 года, после очередной реакции из журнала "Человек и Закон" и уже был готов приехать по этому вопросу спецкорр...
В момент, когда позвонили из с/с, что мне выделили квартиру (до этого в вывешенных списках моего имени не было! ), в моей библиотеке по вопросу уговорить меня не возмущаться нарушениями по моему выдвижению на «Звание», были представитель культуры: ведущая библиотечные дела Т. И. Попова и зам. министра, кажется Матвеев (он мне ничего не присылал за своей подписью, и больше о нём я ничего и никогда не слышала)... Я ему задала вопрос, почему в культуре такой подход с обеспечениями квартирами специалистов. Он мямлил дежурные фразы, а когда зашёл в тупик, то протянул мне руку и пожелал всего лучшего и что лично он меня очень уважает. По вопросу о "Звании", вообще ответил, что многое вообще не слышал и теперь почитает. Когда услышал, что я получила жильё, схватил мою руку, тряхонул и удовлетворительно воскликнул: "Вот видите"?
Что именно я должна была увидеть (мне-то и так всё ясно), не ответил, а впереди культделегации продефилировал к выходу... При этом уверена: они все вместе были успокоены в свою сторону: мне теперь не до "Звания" будет – такое событие случилось, а дальше вообще успокоюсь. А пожавший руку (впрочем, как и все чинушники), явно был под эйфорией (как актриса Джулия Лэмберт из романа Уильяма Сомерсета Моэма "Театр", 1937 год. ), что я свою руку годами мыть не буду, и всем всю жизнь буду хвастаться, кто мне её пожал... Ошибся – тщательно отмыла я свою маленькую нежную ладонь, так как гигиена у меня всегда на первом месте. И, кстати, действие мужчины меня очень покоробило – как меня учили в школе: руку женщина должна первая подавать и, только, тому, кто приятен! Исключение, если идет вручение какой-либо награды, но этого не было.
2. Подарки (не все) открытки и книги из Дании;
3. Письмо из Королевской Библиотеки Дании: Копенгаген, 13 июня, 1989 г. Уважаемая госпожа Владыко. Большое спасибо за Ваше письмо и за интерес к Х. К. Андерсену. Здесь мы посылаем Вам некоторые материалы и о нашей Королевской библиотеке. Надеемся, что они Вам помогут в приготовлении Вашего альбома. Мы желаем успешной премьеры "Русалочки" и успехов в работе. С приветом Научный сотрудник Карл Эрих Бай.
Обратите внимание на обращение к адресату в одном и во втором документах: в Датском Соединённом Королевстве я – ГОСПОЖА, в БССР – ГРАЖДАНКА. Последнее сразу расценила так: не прогнувшийся – чиновникам не товарищ!
ИЗ СТРАШНОГО БЫЛОГО СТРАНЫ СОВЕТОВ
Сталин:
–Почему Мессинга в предатели записал?
Берия:
–А потому, что он на нас работать не хочет...
Сериал «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», 2009 года.
*Из Исторического детектива Эко Умберто (годы жизни: 5 января 1932 – 19 февраля 2016) "Имя розы"
Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.