FB2

Олеся, Есения и Радонежье. Легенда

Новелла / Мистика, Проза, Религия, Философия, Эпос
О происхождении названия Радонеж
Объем: 0.259 а.л.

 

 

Когда-то под Москвой были непроходимые леса и жили в них люди, которые не знали, что такое церковь и потому молились дождю, ветру, снегу, весне, зиме, лету, пням, корягам, ручьям и прочим-прочим всевозможным лесным и речным богам. И таких богов было великое множество. А вот людей в этой совершенно дикой округе было наоборот очень мало. И любая деревня, в которой стояло 5-6 домов, а в каждом из которых ютились по 5-10 человек, считалась большой, густонаселенной. И вот в семье одного крестьянина, жившего в таком диком лесу, родились две дочери. Ту, что была темная, родители в честь сумрачного елового леса назвали Олесей. А светленькую дочку в честь золотой и светлой осени, когда опавший лиственный лес становится прозрачным и особенно нежным, нарекли Есенией. Обе дочки росли красавицами. Но некому им было радовать сердце и душу своей юной красотой. Обе они заранее знали, что им суждено было вскорости погибнуть – быть съеденными чудищем, которое живет в озере невдалеке от их деревни. Этого озера боялись все в их округе – он было бездонным. И в самом его центре вода имела такой черный страшный цвет, что никто не осмеливался даже близко подходить к озеру. Люди считали, что дно озера достигает ада! И потому дали ему прозвание Ад-озеро! Раз в 10 лет со дна этого Ад-озера поднималось чудище – невиданно страшное и огромное! И оно громовым голосом требовало себе на съедение самую красивую девушку! А если таковую ему не давали, то чудище от злости рычало! Кричало! И напускало на всю округу неведомую мор-болезнь, от которой люди долго страдали, живьем высыхали, становились беззубыми, безрукими-безногими калеками-недочеловеками и потом всё равно все друг за другом быстро умирали...  

 

И вот в этом году чудище должно было появиться снова... И Олеся и Есения, к своему несчастью, оказались самыми юными и самыми красивыми в деревне... Именно поэтому одной из них и предстояло отправиться в пасть чудища... И отцу девушек нужно было решить, кого из своих любимых дочерей он отправит на гибель... Отец почти обезумел! Он не мог сделать такого страшного выбора. И тогда он пошел в густой лес к Кикиморе, заплакал, занесчастил и поведал ей про свою тугу-печаль. А потом встал перед ней на колени и начал умолять ее помочь ему, вразумить-надоумить, как спасти от гибели его дочерей. А за это он обещал ей невиданную плату: принести сто кадушек, полных живых лягушек! А еще подарить ей огромный чан щей, в котором вместо мяса будут сотни пиявок, напившихся крови клещей и жирных навозных хрущей! Кикиморе понравилась такая невиданно щедрая плата-пребогата! Сжалилась она над отцом-стариком и пообещала помочь ему в его страшном бедучем горе, неприподъемной горючей беде. Пообещала и сказала сгорбившемуся от постоянных рыданий старику:  

 

– Приноси свои подарки. Да поскорее!  

 

Целое лето несчастный отец ловил в болоте лягушек и откармливал их мелкой рыбой и мухами. Собирал клещей и хрустких хрущей. Наконец принес обещанное Кикиморе. Она взяла плату, радостно расхохоталась! А потом вдруг бесследно исчезла... И как ни звал, как ни окликал ее несчастный отец, не было Кикиморы нигде... И тогда он понял, что хитрая и подлая Кикимора его обманула... Поиздевалась над ним. Сладких лягушек в ее болоте и без подарка было предостаточно! А уж пиявок и вовсе бессчетно!  

 

А тем временем в деревне неизвестно откуда появился кудрявый подросток-пастушок с золотистыми волосами и голубыми, как весеннее небо, глазами. Он был так хорош-пригож собой, так красиво играл на своей певучей свирели-кудели, что Олеся и Есения тут же влюбились в него обе без памяти! И каждое утро и каждый вечер с трепетом в сердце обе они ждали, когда же пастушок подойдет к их дому, чтобы повести коров на луг или привести их с лужка домой обратно. И в то же время обе сестры боялись его! Ведь он должен будет выбрать из них кого-то одну. Станет признаваться ей в любви. Говорить ей, что она – самая красивая на свете! И тогда самой красивой и придется идти к Ад-озеру – на съедение озёрному чудищу! И обе сестры, хоть и любили пастушка, но говорили ему, что ненавидят его! И гнали его от своего дома прочь! Бедный пастушок не понимал, почему с ним так поступают... Он и не догадывался о той беде, которую своей любовью накликает на свою будущую невесту... И из двух сестер он полюбил Олесю. Значит, именно Олесе предстояло погибнуть в пасти чудища... И жаловаться на судьбу ей тоже было некому – кругом стоял непроходимый лес с болотами. Чаща! В которой жили одни только упыри да возможные синие утопленники! Так про нее и говорили: черная чаща, по которой бегают чудища, глаза тараща!  

 

И вот однажды в конце лета из этого самого темного леса явился в деревню лешак-дурной знак и сообщил всем, что на днях озёрное чудище-юдище вновь вынырнет из Ад-озера и в очередной раз потребует себе плату! И что он, лешак-дурак-дурной знак, прислан сюда чудищем-юдищем для того, чтобы сообщить всей деревне, чтобы красавица, предназначенная на съедение, была наряжена как невеста – в белое платье и фату. И чтобы шла на съедение как на свадьбу – радостная!  

 

Вся деревня зарыдала горючими слезами! Потому что все жители любили юную и прекрасную Олесю! Да деваться было некуда – и Олесе начали шить траурное, хоть и белое свадебное платье... Пастушок видел это и не мог понять, за кого его любимая собирается выходить замуж. И сгорал от ревности! И точил огромный нож, чтобы убить соперника! И тут Олесин отец наконец-то раскрыл ему причину того, почему обе его дочери так упорно гнали пастушка от их дома. И тогда пастушок побежал в самую страшную чащу и начал звать Кикимору. И она явилась перед пастушком – страшная, черная, как мертвец! Вся в зеленых жабьих бородавках на роже. Нос крючком, волосы торчком. И грозно спросила пастушка:  

 

– Зачем ты меня окликал, недоросль? Зачем ты отвлек меня от сытого сна моего, недодумок?  

 

– Ты обещала отцу моей Олеси спасти ее от смерти. Ты получила за это огромную плату. Но ты его обманула! – закричал он в ответ. – Так получай же! – и набросился на нее с ножом! Но Кикимора в ответ лишь опять расхохоталась и движением одного только своего пальца отбросила безумца прочь. Когда же пастушок через некоторое время после полученного удара пришел в себя, то Кикимора ему ответила:  

 

– Я всё помню. И отцовская плата за дочерей мне понравилась. И лягушки были сладкими. И щи с пиявками, клещами и хрущами получились вкусными! До сих пор их доедаю. Жую-чавкаю, закусываю ядовитой травкою! Спасибо старику за них! Я ждала, когда ты придешь ко мне. И хочу сказать тебе, что твоим длинным ножом чудища-юдища из Ад-озера не стренодить и не изничтожить. А убить эту погань-нетрогань можно только одним способом, – и тогда Кикимора рассказала пастушку все подробности предстоящего подвига, который ему придется совершить ради любимой, если он, конечно, на то согласен.  

 

И вот настал день, когда Олесю нарядили невестой и всей деревней под всеобщие причитания и плач привели к берегу ледяного и бездонного Ад-озера. И со дна его тут же появилось страшное чудище-юдище-за русскими людьми блудище! И разинуло огромную зубастую пасть – чтобы Олесе в ней пропасть! И тут вместо Олеси в пасть к чудищу запрыгнул пастушок! И чудище его проглотило! И пока пастушок был еще живой и проходил по горлу чудища-блудища и падал в его железный желудок, он успел произнести заклинание, которое пастушку велела наизусть выучить Кикимора. И тогда от этого заклинания, произнесенного у него в животе, чудище-юдище завопило страшным голосом! Завыло на всю чащу! Забилось в предсмертных судорогах! Упало опять в озеро и исчезло в нем уже навсегда!  

 

Так деревня освободилась от страшной дани живыми девушками на вечные века! А Олеся с Есенией все время помнили о своем любимом пастушке. И с той поры часто ходили к берегу Ад-озера и вместе плакали там. А потом они вдруг исчезли... И на том месте, где они всегда сидели, вдруг появились два ручейка, которых до этого тут никогда не было. Вода в этих ручейках радостно звенела и была всегда теплая, мягкая и нежная, как густой воздух! Всех она делала здоровыми и крепкими – и телом, и духом и выстилала людские души добрым пухом! А если этой водой девушки из деревни умывались, то кожа у них становилась удивительно румяной. И даже совершенно некрасивая девушка становилась от этого вскоре невиданной красавицей! Поэтому эти ручейки так и назвали – Нежные.  

 

От теплых Нежных ручейков даже в самую лютую зимнюю стужу над Ад-озером поднимался плотный туман, и в солнечную погоду от этого тумана всегда стояла радуга. Поэтому с течением веков люди забыли, что когда-то это место именовалось Ад-озеро, и стали называть его Радуга-озеро или просто – Радужное. А потом как-то незаметно совместились слово Радужное с названием Нежных ручейков – так и появилось совершенно новое наименование древней местности – Радонеж.  

 

А потом, спустя века, здесь появился новый отрок, который тоже был одет простым пастушком, хотя и был сыном боярским. Он понял, что причина всех бед этой земли заключается в том, что здешние люди продолжают верить в призраков и всевозможных лесных коряг, зверей и прочих языческих богов. Но не верят в истинного Бога. И тогда пастушок принял на себя обет помочь здешним неразумным обитателям-зверезаклинателям. И начал в одиночку строить в Радонеже монастырь. У этого пастушка было очень доброе сердце. И в своем служении Богу и людям он проявлял невиданное усердие! Все вокруг увидели это. Оценили. И вскоре все люди пошли за пастушком – ведь он из пастушка мычливых коров и драчливых коз превратился в пастыря душ человеческих! И вскоре на холме в центре непроходимого Радонежского леса вырос большой монастырь. И когда новоявленный пастырь, бывший простой пастушок, решил принять на себя чин монаха, он сильно призадумался. Ведь ему как монаху предстояло выбрать себе новое имя. И это имя должно быть значительным! Оно должно было для всех окрестных людей значить что-то великое! И вот тогда-то по просьбе всех, кто знал его доброе сердце и усердие в литургической службе, монах и выбрал себе имя не простое, а такое, чтобы в нем сочетались именно те самые слова – "сердце" и "усердный". И таким новым именем из всевозможных существовавших в мире христианских имен могло быть только одно – Сергий. А народное прозвище он получил – Радонежский. Так под этим новым именем монах Сергий Радонежский и вошел в историю России.

| 262 | оценок нет 05:53 16.12.2020

Комментарии

Книги автора


В отпуск - только к людоедским акулам!
Автор: Aristarhgraf
Другое / Постмодернизм Приключения Психология Реализм Хоррор
Летний отпуск. Куба. Вкусная еда, океан, акулы-людоедки, красотки-мулатки, мексиканцы - жизнь удалась!
Объем: 0.019 а.л.
20:46 20.04.2024 | оценок нет

Латинская основа русской нецензурщины
Автор: Aristarhgraf
Очерк / Философия Эротика
Аннотация отсутствует
Объем: 0.116 а.л.
20:36 13.04.2024 | оценок нет


Случай в цирке
Автор: Aristarhgraf
Другое / Публицистика Реализм Хоррор
Аннотация отсутствует
Объем: 0.049 а.л.
20:40 08.04.2024 | 5 / 5 (голосов: 1)

Притча 43. Драконово дерево Притча 43. Драконово дерево
Автор: Aristarhgraf
Другое / Психология Сказка Философия Фэнтези
Аннотация отсутствует
Объем: 0.101 а.л.
17:58 27.03.2024 | оценок нет

Самый что ни на есть настоящий пестис!
Автор: Aristarhgraf
Другое / Психология События Философия Юмор
Аннотация отсутствует
Объем: 0.064 а.л.
11:46 24.03.2024 | оценок нет

Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.