FB2

ЛЮБОВЬ, ПРОВЕРЕННАЯ ВОЙНОЙ

Эссэ / Военная проза, Проза, Публицистика
Аннотация отсутствует
Объем: 0.262 а.л.

 

 

"Ты встаёшь, как из тумана,  

Раздвигая грудью рожь.  

Ты ему навстречу, Анна,  

Белым лебедем плывёшь.  

Мягких трав великолепье,  

Тишина у той тропы,  

Но глухой разрыв над степью  

Поднял землю на дыбы"… *  

 

Эти слова из песни как будто списаны с судьбы Анны Викентьевны Малиновской.  

 

Родилась моя героиня на Могилёвщине. Здесь же после окончания Могилёвского педучилища осталась работать. Вот только начала свой трудовой путь не в своей, а в соседней деревне. Преподавала русский и белорусский языки, русскую и белорусскую литературу. За строгой красавицей тянулся шлейф поклонников, но только неотразимый лейтенант-артеллерист, прибывший в краткосрочный отпуск к родителям, за несколько дней сумел доказать, что они созданы друг для друга, и в 1938 году в часть города Вознесенска убеждённый холостяк вернулся женатым человеком.  

Муж на работу не пускал. Однако сидеть дома не хотелось, и потому устроилась преподавателем русского языка и литературы в Школу милиции. Маленькую учительницу курсанты уважали и, несмотря не то, что она была многим из них ровесницей, побаивались. Уроки проходили хорошо, отстающих не было, но рождение в 1939 году дочери приятно прервало трудовую деятельность. Через год родился сын, а летом 1941 года все планы на будущее перечеркнула Великая Отечественная…  

Глава семейства только успел забежать на пару минут, чтобы предупредить, что за ней и женой командира дивизии придёт машина. Транспорт прибыл через трое суток, но и на нём уехать далеко от войны не довелось – попали под бомбёжку…  

Очнулась в госпитале. Рядом с перебинтованной левой ручкой лежал восьмимесячный сынуля – крохе осколком срезало два пальчика. О дочери никто ничего не знал – шофёр погиб, привёзший её сюда военный координат не оставил…  

Перед глазами часто возникала (и возникает) картина, запечатлевшаяся перед потерей сознания: убегающие, взявшиеся за руки женщина и девочка… Чувствует, что её Адочка жива и, по всей вероятности, её удочерила спутница. У супружеской пары, прожившей много лет, по медицинским показателям одного из них детей не было. Возможно, женщина не упустила момент стать мамой…  

Анна долго искала свою кровинушку, но никто не отозвался на зов осиротевшей матери.  

Фашисты наступали, и госпиталь эвакуировали в город Мензелинск. Отсутствие медикаментов, витаминов, прививок дали возможность смерти в 1942 году забрать у неё сына… Через несколько дней пришло известие, что муж пропал без вести… Она осталась одна на всём белом свете: что с близкими не знала – готовилась к худшему, но надеялась на лучшее. Чтобы скорее приблизить день встречи с родной землёй, нужно было воевать с врагом, и ей никак нельзя было оставаться в тылу. Окончила курсы шоферов, радистов и уговорила медкомиссию отпустить её на фронт. Попала под Москву – их наблюдательные пункты были расположены вокруг столицы в шахматном порядке: днём и ночью каждый момент движения фиксировался ими, о чём подробно информировался центр. Бдительность патриотов для тех, кто похвалялся въехать в сердце Советского Союза на белом коне, была ощутимым препятствием, потому были приняты попытки со стороны неприятеля по ликвидации помехи… В одну из ночей недалеко от них был вырезан расчёт. То, что придут и по их души, сомнений не было. Когда начало смеркаться, заметили, что в их сторону по полю во ржи медленно двигаются двое. Задержали… Жутковато смотреть на тех, кто целенаправленно шёл убивать тебя, даже не скрывая этого… Один был немец, другой – русский. Ненависти к соотечественникам последний не испытывал. Как и все, ждал окончания войны, но вот с деньгами и драгоценностями хорошо жить можно при любых правителях. Он показал нашим солдатам землянку, где прятался сам и хранил награбленное. Когда ему сказали, что его ждёт расстрел, он только пожал плечами и сказал, что такова его судьба. На просьбу объяснить озвученное, только пожал плечами. Может осознал в последний миг, что никогда у него не было ни судьбы, ни смысла жизни…  

Душегубов переправили в тыл. За эту операцию моя героиня получила первую награду, а вообще у неё за боевые действия три ордена и тринадцать медалей, семь из которых она получила уже в мирное время.  

Враг лютовал как на земле, так и с воздуха. После одного из гитлеровских налётов была тяжело ранена подруга. Анюта старалась использовать любой свободный момент, чтобы навестить её в госпитале и хоть морально поддержать. Как-то, приехав в лазарет, нарвалась на профессорский обход, и долгое время простояла в коридоре, ожидая возможности зайти к подопечной. Когда процессия врачей проходила мимо, она краем уха уловила вопрос светилы, обращённый к врачу: “Как Писарев? ”. Ему ответили что уже скоро шесть месяцев, а подвижек никаких – сознание не возвращается. Опытный эскулап попросил медперсонал быть начеку, потому что именно сейчас пограничный срок, когда вновь обретают сознание получившие такие ранения…  

Сначала посетительница не заострила внимание на фамилии, а потом её всю огнём обожгло – муж (фамилию она, выйдя замуж, оставила свою – удел многих учителей). Примчалась в ординаторскую и просто выпросила разрешение показать ей титульный лист истории болезни. Всё совпало – это был её Мефодий Парфёнович.  

Зайти к нему могла только через три дня – не пустили сразу. Сказали, что по предположениям профессора сознание вернётся дня через четыре. Да и кроме забинтованного тела она ничего не увидит…  

Когда шла к месту, где он лежал, то на соседней кровати увидела парня, рыдающего над письмом. Остановилась поддержать и услышала, что его горю не помочь. Сам – лётчик. В бою был сбит, и раздробленную стопу ампутировали. Когда жена узнала, что он стал инвалидом, то письменно от него отреклась. Нюра рассмеялась и посоветовала пилоту забыть предательницу. Он за неё и за всех людей воевал, а она только о своей шкуре думала и, конечно же, будет думать. Он – герой, а ей и определения нет. Ему сделают протез, и брошенный не только ходить, но и летать сможет, а на фоне этой лжелюбви настоящее счастье встретит. Недавний горемыка улыбнулся. Хотела что-то ещё добавить, но тут услышала: “Аня! ” Так произносить её имя мог только он. Оглянулась – не прав был лечащий: она увидела родное лицо под слоем бинтов. Хотелось броситься к нему на грудь и целовать, целовать… Сдержалась. Присела у кровати, прижалась лбом к его плечу. В палате воцарилось молчание, и только было слышно, как со словами: «Молодая, красивая дрянь» её недавний собеседник рвал послание уже вычеркнутой из его жизни женщины. Мозг филолога автоматически отметил, что это строчка из стихотворения Есенина, и ей стало так спокойно…  

Анна, улыбаясь, смотрела на «мумию» (делала всё, чтобы сдержать слёзы) и гладила бинты, через которые к ней просачивалось тепло его тела… Она нашла своё израненное счастье и уже никогда не потеряет, чтобы ей ни было уготовано на скрижалях их дальнейшей жизни. Спросив о малышах, муж снова потерял сознание.., но скоро вновь пришёл в себя теперь уже навсегда. Жена одна видела, как рыдала его душа…  

На поправку канонир пошёл быстро, и скоро был перевезён в военный госпиталь для восстановления организма. Однако в Беларусь увезла его ещё лежачим. Анне дали пять дней для этого вояжа – стало известно, что его родители и её мама живы, а под присмотром близких людей больному будет легче.  

В 1945 году, за день до окончания войны, в звании старшины демобилизовалась, и с тех пор семья никогда не разлучалась.  

Долгое время супруг не просто не ходил – он двигаться не мог. Но когда я спросила Анну Викентьевну, было ли ей трудно, то ответила, что нет. Ведь при шитье мы почти всегда колем палец – вскрикнув, не кричим везде и всем, что болит, а продолжаем шить дальше. Вот и это «больно» было только её, но всё переносимо и выносимо, если не жалеть себя, любимую. Припечатанному к постели было во сто крат тяжелее, и эту догму она помнила при любых ситуациях. Вот когда прыгала с парашютом в тыл врага, где до неё погибло от рук немцев несколько человек, когда работала директором детского дома, в котором были воспитанники, кравшие на продажу всё и не только за наказания, но и замечания грозились убить (и были попытки) любого работника учреждения – было и страшно, и тяжело, и от безысходности задыхалась, но смогла же выстоять…  

Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что «никогда не теряй терпения – это последний ключ, отпирающий двери». Именно так и поступил обладатель сильнейшей силы воли, работая над своим телом. Постепенно обездвиженность отступила, и мужчина стал ходить, хотя инвалидность первой группы закрепилась за ним до конца дней.  

Жизнь возвращалась на круги своя. Первого февраля 1946 года родился сын Лёнька. Глава семейства умер в 1990 году, но он всегда рядом. Часто снится – сильный, здоровый, очень надёжный, как тогда, когда встретились в первый раз. Его черты она видит в наследнике и усматривает во внуках-двойняшках. Почти сорокалетние мальчики (один – врач, другой – инженер) бабушка от себя не отпускают: в построенном ими в деревне Боровляны коттедже для неё отвели самую большую и светлую комнату. Эта привязанность не удивительна – пока сын и невестка зарабатывали деньги на севере, она, оставив работу преподавателя, растила внуков с десяти месяцев до пяти лет. Да и по мере взросления была и остаётся для них самым важным, нужным и верным другом.  

Моей визави уже за девяносто. Сердечко подводит, «а в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо»! Вдумчиво прожив эти годы, она точно знает, что рецепта любви нет. Просто надо нести ответственность за избранника, и чтобы он платил тем же. Тогда и шея не будет вертеться в поисках лучшего местечка в жизни, потому что давно известно – там хорошо, где нас нет…  

В их семью как-то приехал полковник, недавно похоронивший жену – богатый, обеспеченный, здоровый, влюбившийся в неё ещё на войне… Мужу с брезгливостью сказал, что он обуза для такой женщины, как Анюта, и камень на её ногах. Униженный не потерял самообладания, не сник, а гордо смотрел в глаза обидчику. Зато она не промолчала – выгнала, не поскупившись ни на слова, ни на эпитеты. Вот именно в этот момент она поняла, что значит ЛЮБОВЬ…  

 

"ВСВ", 5 мая 2010 года  

 

*Музыка Александра Долуханяна, слова Анатолия Поперечного "Рязанские мадонны", 1965 год.  

 

На аватаре картинка из интернета

| 87 | 5 / 5 (голосов: 1) | 10:17 22.06.2019

Комментарии

Книги автора


25 Апреля. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ. ЭТО – гены!
Автор: Sinilga
Другое / Проза Реализм События Философия
Аннотация отсутствует
Объем: 0.014 а.л.
10:56 25.04.2024 | оценок нет

25 Апреля. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ДНК. ДНК, как РЕНТГЕН СУЩНОСТИ.
Автор: Sinilga
Другое / Проза Реализм События Философия
Аннотация отсутствует
Объем: 0.204 а.л.
10:51 25.04.2024 | оценок нет

24 Апреля. ПРАЗДНИК СОСИСКИ в ТЕСТЕ
Автор: Sinilga
Другое / Поэзия Проза Реализм События Философия
Аннотация отсутствует
Объем: 0.034 а.л.
10:38 24.04.2024 | оценок нет


23 Апреля. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КНИГИ и АВТОРСКОГО ПРАВА.
Автор: Sinilga
Другое / Проза Реализм События Философия
Аннотация отсутствует
Объем: 0.051 а.л.
10:18 23.04.2024 | оценок нет

23 Апреля. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КНИГИ. КАК КНИЖКА НАШЛА ДРУГА.
Автор: Sinilga
Другое / Проза Реализм События Философия
Аннотация отсутствует
Объем: 0.157 а.л.
09:57 23.04.2024 | оценок нет

Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.