FB2 Режим чтения

Назад в СССР Часть 11

Роман / История, Реализм
Аннотация отсутствует
Объем: 1.468 а.л.

Перестройка

В январе время летит быстро, не успеешь отметить Новый год, а тут уже Рождество на носу. Попили, доели холодец с винегретом, а у ворот Старый Новый год. Опять же Крещение, грех не выпить, мы же православные, а стало быть, крещёные. Двадцать пятого Татьянин день, или День студентов. Да у меня сестрёнку Татьяной зовут, и студентом я был четыре года. Бедная печень. Короче, пропьянствовали январь, а в начале февраля по телевизору снова заиграла траурная музыка, и опять стали показывать балет. Народ, ещё до официального объявления понял, что “прибрался” Андропов. Четырнадцатого февраля его захоронили на Красной площади, рядом с Брежневым. Похоронами руководил Константин Черненко, стало быть, он и будет рулить дальше. Тут уж к бабке не ходи – традиция такая.  

Спроси сейчас моих ровесников, что они помнят про Юрия Андропова. В ответ вы услышите, что это бывший Председатель КГБ, в которого стреляла жена, снятого им министра МВД, Щёлокова, и ещё про водку “андроповскую”. Вот, пожалуй и всё, хотя нет. Кто – то может вспомнит, как людей без разбора, посреди сеанса, могли забирать из кинотеатра, из магазина, погрузить в автобус и увезти в отделение милиции. За тем, начинали выяснять, у кого из задержанных выходной день, а кто в настоящий момент должен находиться на рабочем месте. Не приведи господи, было опоздать на работу, даже на пять минут.  

Посмотрев по телевизору, как “хреново” на похоронах выглядел Черненко, народ понял, что к власти пришел безнадёжно больной старец, и долго он не протянет. Так оно и вышло, он “помутил воду” чуть больше года, и тоже “двинул кони”.  

Чуть не забыл, в октябре восемьдесят четвёртого жена родила второго сына. В честь её отца его назвали Иваном, и хотя жили мы с ней, как кошка с собакой, я был рад этому событию. С первым сыном я няньчился недолго, через четыре месяца после его рождения меня призвали в армию. Когда я вернулся домой, он уже вовсю матерился, а с Иваном я прошел весь курс молодого отца. Помогал стирать пелёнки, по утрам бегал на молочную кухню, ну, и всё такое.  

15 мая 1985 года Генеральным секретарем партии был избран Горбачёв Михаил Сергеевич. Он же; Мишка – меченый, Перестройщик, а после развернутой им “антиалкогольной кампании” ещё и Генсок, и Лимонадный Джо. Некоторые на японский манер называли его – Пей Соки Сука Сам.  

В стране никогда ничего не делали так, как нужно, то перегнут палку, то не догнут. Вместо борьбы с пьянством, начали вырубать виноградники.  

Какая в СССР может быть борьба с пьянством. Если бы не водка, страна до сих пор лежала бы в руинах. Арифметика простая; производство литра спирта составляло девять копеек за литр, а бутылка водки стоила три рубля шестьдесят две копейки! Начатая им, так называемая “Перестройка”, по подсчётам экономистов, принесла вреда больше, чем Великая Отечественная война.  

 

А жизнь текла своим чередом. Я по- прежнему работал монтажником, участок расширялся. Нашу монтажную будку пришлось надставить, и теперь в ней находились две бригады; моя и Черноусова Вовки.  

В Заринске запустили очередную коксовую батарею, и работы для нашего управления поубавилось. Людей начали посылать в командировки, в том числе и к нам в Новокузнецк.  

Утром приехал прораб, и сказал что, к Черноусу в бригаду добавят сварщика, и уехал с проверкой по бригадам. Через час к будке подошел мужик в сварочной робе.  

– Мужики, я из Заринска, меня послали в бригаду, да вот забыл фамилию бригадира. Помню интересная такая фамилия, то ли Сивоконь, а может Белогрудь? – засомневался он.  

Мы молчали, хоть и начинали догадываться, кто ему нужен.  

– Вспомнил, не Белогрудь, а Черногус, точно – Черногус.  

– Может быть Черноусов? – едва сдерживая смех, спросил Васька Гилев.  

– Блин, конечно же, Черноусов, – согласился новичок, – А моя фамилия Бончик. Николай Бончик.  

Так Черноусов Володька, из Черноуса, превратился в Черногуса.  

Гилев Васька работал у меня в бригаде третий месяц. До того, как стать монтажником, он был главным инженером на кондитерской фабрике, и получал сто пятьдесят рублей в месяц. За то, каждый день приходил домой в стельку пьяный. Жену не устраивали ни его пьянки, ни зарплата, и однажды её терпение лопнуло. К нам на участок его привёл Колька Гунько, так он попал ко мне в бригаду. Он окончил Кемеровский институт пищевой промышлености, тот самый в который я с друзьями пытался поступить в семьдесят пятом году. Электросварку и резак он освоил за два месяца, хотя никогда в жизни с ними не сталкивался. Помню, когда он получил первую зарплату, что- то около трёхсот рублей.  

– Если я все эти деньги отдам Валюхе, она сойдет с ума от радости, – вслух размышлял он, – отдам сто восемьдесят, буду приучать постепенно.  

Он, как и я, любил анекдоты и умел их рассказывать. У него тоже был приемник ВЭФ, и он слушал “Голос Америки” и “Немецкую волну”, мы с ним сразу скорефанились.  

На коксовой батарее работы временно прекратили, и нас перебросили на другой объект. А послали нас в цех водоснабжения, менять вентиляторы в градирнях. Электродвигатель, на валу длинные лопасти, как у вертолёта. Сверху льется горячая вода, лопасти крутятся, и охлаждают воду, всё просто. На объекте уже стоял гусеничный кран, грузоподъёмностью двадцать пять тонн, и ржавел в водяной пыли, дожидаясь нас. Крановщик был местный. Мы застропили свой вагончик, и Владимир, так звали крановщика, снял его с трала, который сразу же увезли. Я упомянул про водяную пыль, так вот она постоянно висела в воздухе, и над объектом всегда стояла радуга. Здо́рово, но сыро. Теперь было понятно, почему заводчане сами не делали эту работу. Пока обустраивались, подошёл механик, и повёл меня показать объём работ. Мы залезли внутрь градирни, и он начал мне объяснять, что и как.  

– Наступать можно только на толстые, деревянные перекладины, на ячейки, которые расположены между ними, нельзя. Иначе можно загреметь вниз, и сломать себе шею, – объяснял мне Владимир Георгиевич. Соседние вентиляторы работали, и я едва улавливал то, о чём он говорил.  

– Всё понятно? Вопросы есть?  

– У матросов нет вопросов, – пошутил я, и тут же провалился, сквозь гнилую ячейку. Мне повезло, и я успел ухватиться за балку, это меня и спасло. Механик, бледный как полотно, помог мне выкарабкаться наверх.  

– Я же объяснял, как правильно передвигаться. А если б ты разбился?  

– Да ладно, не парься, – как можно спокойнее сказал я, и первым пошел к выходу, ноги были словно ватные.  

Мужики наводили порядок в вагончике.  

– Может быть, какие просьбы, пожелания есть, говорите, постараемся решить все вопросы. Если нет, тогда до завтра, а я пока выпишу наряд- допуск.  

– Владимир Георгиевич, подскажите, где можно подключиться к электричеству, нам свет в вагончике нужен.  

– Ах да, конечно, я сейчас же позвоню Горбачёву, и он пришлёт электрика, сами никуда не лезьте, – предупредил механик.  

Мы стояли, открыв рты от изумления.  

– Ну, у вас и порядки тут. Для того, чтобы свет в вагончике подключить, нужно звонить Горбачёву? – спросил Лёха.  

Георгиевич расхохотался, и пояснил:  

– Да нет мужики, не в Москву звонить, у нас свой Горбачёв есть. Главный электрик цеха Горбачёв Сергей Васильевич, а в цехе химулавливания есть Брежнев Борис, бригадиром слесарей работает.  

– Только Хрущева со Сталиным не хватает, – не удержался Лёха, – а то бы полный комплект генсеков был.  

Здесь я уже не мог промолчать:  

– Георгич, а Сергей Васильевич, случайно не отец самого́?  

– Да нет, просто однофамилец, а я смотрю народ у вас с юмором. Ну ладно, пошутили и хватит. Обживайтесь, а у меня дел полно́.  

Домой идти было рано, тем более должен был приехать наш прораб, посмотреть, как мы устроились. А пока сели играть в карты. Зашел крановщик, сел с нами покурить. Рассказал, что до нас, тут работала бригада из “Стальконструкции”, но они бухали каждый день, и ничего не делали, поэтому с ними расстались.  

– А вы пьёте на работе? – поинтересовался Владимир.  

– А кто сейчас не пьёт? Но мы работаем.  

– Мужики, а у вас резак есть?  

– Есть. А тебе что- то отрезать нужно?  

– Да нет, просто я голову коровью купил, мне её опалить и обжарить надо. Я завтра притащу, сделаете?  

– Какой базар, что нужно будет, обращайся.  

– Ну ладно, заранее спасибо, мне тоже нужно в свой родной ремонтный цех сходить. До завтра.  

– Так ты с РЦ? Овчинникову Славке привет передавай, это мой бывший бригадир.  

– Обязательно передам.  

Назавтра он и вправду припёр в рюкзаке коровью голову. Мы опалили её, зажарили, как шаурму. Он среза́л кусочки мяса, ел сам, и угощал нас.  

– Мужики, а у меня сегодня день рождения, – вдруг сказал Володька, и достал из рюкзака две бутылки водки.  

Все конечно обрадовались, поздравляли, пожимали ему руки, хлопали по плечу.  

– А что ты голову сюда притащил, жена не могла дома приготовить что ли?  

– Да нет у меня жены, полгода как разбежались. Задолбала она меня своей уборкой, каждую субботу половики трясти заставляла, – сказал именинник, и залпом выпил.  

Мы молча смотрели на него, и ждали продолжения, но он молчал.  

– А разошлись- то почему? – нарушил молчание Васька.  

– Из- за этих грёбанных половиков и разошлись, я же сказал, достала.  

– Ты шутишь?  

– Какие могут быть шутки.  

– Ну, ты Володя даешь, – всё ещё не веря его словам, сказал я. Ну, ладно мужики, допиваем, и пошли работать. Работа, есть работа.  

– Толя, я вам в ближайшее время не нужен? – спросил Вовка, – я сгоняю в доменный цех, спирт куплю. Я ми́гом.  

Мужики покатили телегу с баллонами и резаком к крану, а я пошел к механику за нарядом. Он рассказал, что нужно сделать сегодня, а я предупредил его, что мы работаем без обеда, поэтому, уходим домой раньше. Это его не удивило, но он предупредил, что работу будет проверять. На том и порешали.  

Чтобы не прыгать по балкам, и не провалиться, мы притащили пустые поддоны, из под кирпичей, и сделали что- то типа тротуара. После обеда механик оценил нашу смекалку, похвалил за работу.  

– Что сказать? Молодцы, я думаю, мы с вами сработаемся. До завтра. А ваше начальство не против ранних уходов?  

– Лишь бы вы были не против.  

– Тогда всё в порядке.  

Мы собрали инструмент, и пошли к вагончику. Внутри горел свет.  

– Михаил Сергеевич дал добро, – пошутил кто- то.  

За столом сидел наш крановщик. По нему было заметно, что он сходил не зря.  

– О, ребята, а я пока вас ждал, немного выпил, и уже поспал немного. Я вот подумал, как всё- таки быстро жизнь идёт. Вроде совсем недавно, помню маленький был. Насру в тапочек, катаю по полу- “Би- би, би- би”, а уже сорок пять, и не заметил, как жизнь прошла…  

Мы уссывались со смеху, а Володька, смотрел на нас, не понимая, над чем мы смеёмся.  

Люди в бригаде менялись часто. Осенью посадили Серегу Сенина, кому- то из своих родственников дал по башке трехлитровой банкой, и опять схлопотал три года, жалко мужика. Перед Новым годом Юрку Балаширова на два года упекли в ЛТП. Ведь не кому не мешал, пил себе и пил, и нате. Юрик уже дважды “лечился”, а результат нулевой. Ещё больше начинал пить, как будто навёрстывал упущенное. Ведь все прекрасно понимали, что это не лечение, даже потому, что ЛТП относились не к Минздраву, а к МВД. Бесплатно человек работает два года за пайку, и вроде бы не заключенный, а больной. А то, что семья осталась на два года без кормильца, про это никто не говорил.  

Все вентиляторы на градирнях поменяли, и стали заниматься отоплением. Некуда было девать пар, после тушения кокса, и его решили использовать для отопления на перегрузках угля и в галереях. Из труб делали регистры ( батареи ), и ставили вместо чугунных. Мы переговорили с начальником цеха, и вместо того, чтобы выбрасывать их в металлолом, стали их восстанавливать. Разбирали, промывали, обжигали, меняли прокладки, и собирали заново. Батареи делали разных размеров; по шесть, по восемь, и по десять секций. Готовую продукцию аккуратно складировали рядом с будкой. Был у меня в бригаде Юрка Крылов, ему три года оставалось до пенсии, вот он всем этим и занимался.  

Дорога от электрички до мойки проходила мимо нашей будки, и мимо пройти было нельзя. Постепенно среди работяг прошёл слух, что совсем недорого можно приобрести приборы отопления, и дело пошло. Это сейчас в магазинах можно купить, что угодно, а тогда такого не было и в помине. Не важно, сколько стоила водка в магазине, у нас цена была постоянной – литр, он и в Африке литр. Для местных работяг и начальства услуга была бесплатной.  

 

| 749 | 5 / 5 (голосов: 18) | 17:35 13.02.2019

Комментарии

Shuraponomarenko4906:04 27.06.2019
Да... Были времена!!! Появился Народный контроль, официально была объявлена Перестройка. В рабочее время стали ловить семейных женщин, после работы их встречали пустые прилавки и большие очереди стариков-пенсионеров. На производственных корпоративах появились большие 5-8 литровые чайники ( белые и зелёные) У желающего выпить спрашивали: - Тебе из какого?! белого или зелёного?! И наливали из белого- водку из зелёного - вино. Но очень скоро это всё прикрыли. вышел строгий Указ об усилении борьбы с производственным алкоголизмом. А "комсомольские свадьбы!" или ещё второе название "безалкогольные" Где организаторы были активнее, с хорошей фантазией у тех на свадьбе было и веселей. А в основном было скучно,как на поминках. Пили только газировку. Некоторым молодожёнам удавалось за счёт экономии "алкогольных денег" съездить в свадебное путешествие в Болгарию. Да, время бежит очень быстро. Вот и перестройка канула в историю, оставив после себя в основном неприятные воспоминания. Но было и смешное. В 86 году в Вильнюсе во время туристической поездки купил три тюбика пены для бритья (норма на одного покупателя в то время) У нас в городе не оказалось мыла и стирального порошка. Вот и пришлось использовать пену. пока не завезли мыло. Написал "было и смешное", а потом и подумал: - Это сегодня смешно, а тогда выживал кто как мог. Ввели талоны на алкоголь, сигареты и папиросы, стиральный порошок, сахар, масло и другие продукты. Но наши люди всегда найдут какие-нибудь лазейки. Водку, например. можно было купить в любое время остановив на улице каждый третий легковой автомобиль. Вот такие воспоминания навеял рассказ. Спасибо автору,
Vladimir12311:33 26.03.2019
А в Казани я тоже водку пил, учился там заочно с 80 го по 83 ий, чуть погон лейтенантских не лишился - день ВДВ отмечали, в гостинице море водки и на закусь килька с хлебом, килька правда оказалась не соленой мойвой, её пьяный сержант купил по ошибке.
Vladimir12304:40 23.03.2019
Здорово, первую главу читал не отрываясь. Одно замечание- об ЛТП , туда отправляли по просьбе или требованию семьи, жен в основном, достанет мужик и заявление с просьбой отправить на принуд. лечение, а семья отдыхает от него пару лет, семья и участковый. За все время моей работы в милиции только одного мужика помню который бросил пить, но он сам этого хотел.
Tatic11:13 25.02.2019
Давно не заходила на сайт и поэтому особенно рада, что появилась новая глава. С удовольствием прочитала продолжение Ваших воспоминаний. Успехов Вам в творчестве, Анатолий.
Irish201802:35 18.02.2019
Вроде как уже читал об этом в других главах. Оценка 5, но ты похоже по второму разу все описываешь.
Petrov17:57 14.02.2019
Собрали отдельные истории в повесть - правильно сделали. Прочитал еще раз с интересом! Может быть потому, что у меня самого, что-то похожее было. Кстати, привет Вам от Волгограда, приятно было увидеть пару строк про свой город!
И много не пейте! :-)
Nikbo13:05 14.02.2019
Прочёл... вспомнил период СССР. Задумался. Поймал себя на мысли, что память возвращает к событиям прошлого. Спасибо Вам!
Nazar-aga09:17 14.02.2019
С удовольствием прочитал, даже присказки такие же, сейчас молодежь наверно не употребляет их в разговоре.
Sara_barabu05:53 14.02.2019
Понравился джентельменский набор :)) три литра помидоров, 2 кило кильки и 3 буханки :)) А с флягой вообще песня :) Живо нарисовалось, как они прямо оттуда бурду лакали
Lyrnist19:27 13.02.2019
gorinich, +1
Gorinich18:13 13.02.2019
Как здорово вспомнить прошедшие годы...Огромное спасибо за такую возможность! Очень рад появлению каждой новой части.

Книги автора

Голая вечеринка
Автор: Anatoliy-buchin
Стихотворение / Поэзия Реализм Другое
Стихи не мои, но так за душу берут
Объем: 0.026 а.л.
18:49 18.01.2024 | 5 / 5 (голосов: 4)

Про цены 18+
Автор: Anatoliy-buchin
Стихотворение / Реализм Чёрный юмор Другое
Аннотация отсутствует
Объем: 0.003 а.л.
08:56 10.01.2024 | 5 / 5 (голосов: 8)

Пять минут 18+
Автор: Anatoliy-buchin
Стихотворение / Реализм Чёрный юмор Другое
Речь о том, как фортуна. за пять минут может повернуться к тебе задом.
Объем: 0.008 а.л.
15:15 31.12.2023 | 5 / 5 (голосов: 6)

Про простатит 18+
Автор: Anatoliy-buchin
Стихотворение / Реализм Чёрный юмор Другое
Если часто встаешь по ночам, надо идти к врачу срочно, а не в аптеку за "Витапростом" А после 45-и ежегодно сдавать анализ ПСА.
Объем: 0.002 а.л.
11:31 12.12.2023 | 5 / 5 (голосов: 6)

Шаурма требует жертв
Автор: Anatoliy-buchin
Стихотворение / Реализм Чёрный юмор
Аннотация отсутствует
Объем: 0.021 а.л.
15:52 17.09.2023 | 5 / 5 (голосов: 8)

Галкин огрёбся 18+
Автор: Anatoliy-buchin
Стихотворение / Реализм Юмор
Аннотация отсутствует
Объем: 0.007 а.л.
15:43 29.08.2023 | 4.42 / 5 (голосов: 7)

Жизнь - зараза
Автор: Anatoliy-buchin
Стихотворение / Реализм Юмор
Аннотация отсутствует
Объем: 0.004 а.л.
14:26 20.08.2023 | 5 / 5 (голосов: 9)

Авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.